СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА (ЗАКЛЮЧЕНО В Г. МОСКВЕ 18.01.1996)

Согласно законодательству Российской Федерации некоторые товары, услуги, оборудование подлежат обязательной сертификации. Их список строго регламентирован и обязателен к исполнению. В России обязательная сертификация соответствия является разрешительной формой дорыночного контроля. Так же Вы можете получить сертификаты, которые входят в систему добровольной сертификации.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     СОГЛАШЕНИЕ
               МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
              И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                 ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ
                     ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
                        НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
                                   
                     (Москва, 18 января 1996 года)
   
   
       Правительство     Российской    Федерации    и    Правительство
   Азербайджанской Республики, далее именуемые Сторонами,
       руководствуясь  Договором о дружбе, сотрудничестве  и  взаимной
   безопасности   между   Российской  Федерацией   и   Азербайджанской
   Республикой   от   12   октября  1992   года,   а   также   нормами
   международного права,
       в  целях  формирования  и развития экономического  и  научно  -
   технологического взаимодействия на принципах равноправия,  уважения
   государственного суверенитета и взаимной выгоды,
       исходя  из  стремления  к  дальнейшему  укреплению  и  развитию
   равноправных  и  взаимовыгодных  торгово-экономических,  научно   -
   технических,   производственных   и   гуманитарных   отношений   на
   долгосрочной  основе  в  интересах  обоих  государств  и  повышения
   благосостояния их народов,
       придавая  важное  значение  проведению  экономических   реформ,
   структурной  перестройке хозяйства, созданию благоприятных  условий
   для  развития интеграционных связей между хозяйствующими субъектами
   обоих государств,
       стремясь  развивать  на качественно новых основах  традиционные
   хозяйственные,     научно-технические    и    производственно     -
   технологические   отношения   между   хозяйствующими    субъектами,
   активизировать  взаимодействие по вопросам стабилизации  и  подъема
   национальных  экономик,  эффективного использования  экономического
   потенциала обоих государств,
       согласились о нижеследующем:
   
                               Статья 1
   
       Стороны  осуществляют  экономическое сотрудничество  на  основе
   долгосрочного  партнерства, принципах равноправия, взаимной  выгоды
   путем   прямого  взаимодействия  между  хозяйствующими   субъектами
   независимо от их форм собственности и подчиненности, а также  между
   государственными  органами и организациями с учетом  общепризнанных
   международных норм.
       Каждая  из  Сторон  воздержится от действий, способных  нанести
   ущерб  интересам  другой  Стороны,  будет  создавать  благоприятные
   условия   сотрудничающим  на  долгосрочной   основе   хозяйствующим
   субъектам,    государственным   органам   и   организациям    обоих
   государств,   обеспечивать  на  территории  своего  государства   в
   соответствии  с  национальным законодательством  неприкосновенность
   прав  собственности юридических и физических лиц государства другой
   Стороны.
   
                               Статья 2
   
       Стороны  будут  взаимодействовать в осуществлении экономических
   реформ,   развитии   национального   законодательства,   проведении
   структурной, финансовой, кредитно-денежной, валютной,  налоговой  и
   социальной  политики,  создании условий для поэтапного  перехода  к
   свободному  перемещению товаров, услуг, капиталов  и  рабочей  силы
   между обоими государствами.
   
                               Статья 3
   
       Стороны  осуществят меры по увеличению взаимного товарооборота,
   реализации  между  обоими государствами режима свободной  торговли,
   созданию  равных правовых и экономических условий для хозяйствующих
   субъектов   с  учетом  национального  законодательства   Российской
   Федерации и Азербайджанской Республики.
       Стороны  примут  согласованные  меры  по  постепенному   снятию
   тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле.
   
                               Статья 4
   
       Стороны   окажут   содействие  в  поставках   важнейших   видов
   продукции.
       Поставки  важнейших  видов  продукции ежегодно  согласовываются
   Сторонами  отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой  частью
   настоящего    Соглашения.   Объемы   поставок   могут    уточняться
   хозяйствующими   субъектами  при  заключении  между   ними   прямых
   договоров.
       Платежно-расчетные   и   кредитные   отношения    хозяйствующих
   субъектов обоих государств регулируются ими на договорной основе  с
   учетом общепризнанных международных норм.
   
                               Статья 5
   
       Стороны  создадут  постоянно  действующую  межправительственную
   комиссию   по   экономическому  сотрудничеству   между   Российской
   Федерацией  и  Азербайджанской  Республикой,  в  том  числе  и  для
   разработки  долгосрочных  программ развития  двусторонних  торгово-
   экономических    отношений,   совершенствования    механизмов    их
   реализации.
   
                               Статья 6
   
       Стороны  предпримут совместные действия по обеспечению взаимной
   конвертируемости  национальных валют, поддержания их  стабильности,
   развитию национальных валютных рынков.
   
                               Статья 7
   
       Стороны  предпримут  меры по привлечению  коммерческих  банков,
   инвестиционных,  финансовых  и страховых  компаний  для  связанного
   финансирования    взаимовыгодных    проектов,     более     полного
   использования  производственных  мощностей  и  трудовых   ресурсов,
   повышения экспортных потенциалов обоих государств.
   
                               Статья 8
   
       Стороны     будут     содействовать    развитию     оптимальных
   производственно-технологических   связей    между    хозяйствующими
   субъектами  обоих  государств,  их  рациональной  специализации   и
   кооперации,   повышению  конкурентоспособности  их   продукции   на
   внутреннем и мировом рынках.
   
                               Статья 9
   
       Стороны     будут    придерживаться    действующей     практики
   предоставления   взаимных  государственных   кредитов.   При   этом
   погашение   кредитов   по   согласованию  Сторон   возможно   путем
   дополнительных  поставок  продукции  в  соответствии  с   условиями
   межправительственных соглашений о государственных кредитах.
   
                               Статья 10
   
       Стороны будут способствовать формированию совместных финансово-
   промышленных    групп,    холдинговых   и   лизинговых    компаний,
   транснациональных  объединений, развитию других прогрессивных  форм
   использования    национальных   капиталов    в    производственной,
   инвестиционной, финансово-банковской и коммерческой сферах.
       Стороны  обеспечат благоприятные условия и создадут эффективные
   механизмы для поощрения взаимных инвестиций и их защиты.
       Стороны  окажут содействие хозяйствующим субъектам  в  вопросах
   создания    совместных    предприятий,    открытии    филиалов    и
   представительств  коммерческих банков, финансовых и  инвестиционных
   компаний  на  территориях государств Сторон  в  соответствии  с  их
   законодательством.
   
                               Статья 11
   
       Стороны  подтверждают,  что движимое  и  недвижимое  имущество,
   включая  здания,  сооружения, трубопроводы,  предприятия  и  другие
   имущественные комплексы, созданные на территории государства  одной
   Стороны  за  счет  инвестиций хозяйствующих  субъектов  государства
   другой   Стороны,   является  собственностью   этих   хозяйствующих
   субъектов.
       Хозяйствующие   субъекты  государства  одной   Стороны   вправе
   приобретать   на   территории   государства   другой   Стороны    в
   соответствии  с законодательством этой Стороны любое  имущество,  в
   том  числе предприятия и другие имущественные комплексы, доли в  их
   имуществе (паи, акции), права пользования природными ресурсами  для
   хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством  этого
   государства.
   
                               Статья 12
   
       Стороны  расширят сотрудничество в области транспорта и  связи,
   обеспечат   на  основе  взаимности  и  в  соответствии   со   своим
   законодательством благоприятные условия для перевозок пассажиров  и
   грузов  железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным
   транспортом  между обоими государствами и через  их  территории,  в
   том  числе  с  использованием воздушных, морских и  речных  портов,
   железнодорожных    и    автомобильных    станций,     магистральных
   трубопроводов,  а  также для использования  электрических  сетей  и
   линий   связи,  расположенных  на  территории  государства   другой
   Стороны.
       Порядок  и условия транспортных перевозок и пользования линиями
   связи    будут    определяться   отдельными   соглашениями    между
   государственными    органами    и    хозяйствующими     субъектами,
   уполномоченными Сторонами.
   
                               Статья 13
   
       Стороны  будут  содействовать  созданию  совместных  научно   -
   исследовательских организаций в интересах разработки  и  реализации
   согласованных    фундаментальных    и    прикладных    научно     -
   исследовательских проектов и программ.
   
                               Статья 14
   
       Стороны  окажут  содействие в установлении прямых  долгосрочных
   экономических   и  социально-культурных  связей  между   субъектами
   Российской  Федерации и административно-территориальными  единицами
   Азербайджанской   Республики  в  соответствии  с  законодательством
   обоих государств.
   
                               Статья 15
   
       Стороны  примут  совместные меры по экономическому  обеспечению
   гуманитарного   сотрудничества,  финансовой  поддержке   культурных
   центов,   взаимодействию   в  области  здравоохранения,   народного
   образования  и  подготовки  кадров высшей  квалификации,  культуры,
   печати и информации, туризма и спорта.
   
                               Статья 16
   
       Стороны   усилят   координацию  деятельности,   разработают   и
   осуществят   совместные   дополнительные   меры   по    борьбе    с
   преступностью   в   экономической   сфере   на   территории   обоих
   государств,  расширят организационно-правовую  базу  взаимодействия
   компетентных   органов   с   учетом  заключенных   двусторонних   и
   многосторонних   соглашений  о  сотрудничестве   и   взаимодействии
   правоохранительных  органов,  органов  безопасности  и  специальных
   служб в сфере борьбы с организованной преступностью.
   
                               Статья 17
   
       В области военно-технического сотрудничества Стороны осуществят
   дополнительные  меры  по развитию связей оборонных  предприятий  на
   взаимовыгодной основе.
   
                               Статья 18
   
       Стороны   поручат   соответствующим   государственным   органам
   обеспечить    регулярный    обмен    информацией    по    вопросам,
   представляющим    взаимный   интерес   в   области   экономического
   сотрудничества.  Полученная  на  основе  взаимности  и  не  носящая
   конфиденциального  характера  информация  может   публиковаться   в
   средствах массовой информации обоих государств.
   
                               Статья 19
   
       В  случае  возникновения  споров по толкованию  или  применению
   положений  настоящего Соглашения Стороны будут разрешать  их  путем
   переговоров.
   
                               Статья 20
   
       Настоящее   Соглашение  вступает  в  силу  с  даты  обмена   по
   дипломатическим  каналам  уведомлениями об осуществлении  Сторонами
   необходимых  внутригосударственных  процедур  и  действует  по   31
   декабря 1999 года.
   
       Совершено  в  г.  Москве 18 января 1996 года в  двух  подлинных
   экземплярах,  каждый  на русском и азербайджанском  языках,  причем
   оба текста имеют одинаковую силу.
   
                                                             (Подписи)
    

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
             от 11 октября 2001 г. N ГКПИ2001-1184, 1467
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобам Кировской и Псковской областных организаций Общероссийской
   общественной  организации  инвалидов  Союз  "Чернобыль"  России  о
   признании  частично  недействительным  пункта 3 "Порядка и условий
   возврата    недополученных    денежных    компенсаций   гражданам,
   подвергшимся  радиационному  воздействию  вследствие чернобыльской
   катастрофы", утвержденного Постановлением Правительства Российской
   Федерации от 8 июня 2001 г. N 455,
   
                              установил:
   
       Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 8 июня
   2001   г.   N   455  был  утвержден  "Порядок  и условия  возврата
   недополученных   денежных   компенсаций  гражданам,   подвергшимся
   радиационному  воздействию  вследствие  чернобыльской  катастрофы"
   (далее - Порядок).
       Пунктом  3 указанного  Порядка  предусмотрено,  что гражданам,
   ставшим  инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,  из числа
   военнослужащих  и приравненных  к ним  по  пенсионному обеспечению
   лиц,  лицам  начальствующего и рядового состава органов внутренних
   дел,  органов  государственной  безопасности,  органов гражданской
   обороны,  получающим  пенсию  в соответствии  с Законом Российской
   Федерации  "О  пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную
   службу,  службу  в органах  внутренних дел,  учреждениях и органах
   уголовно   -  исполнительной   системы,   и  их  семей",   выплата
   неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного
   здоровью    в  связи   с  радиационным   воздействием   вследствие
   чернобыльской  катастрофы  либо  с выполнением работ по ликвидации
   последствий  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,  производится  за
   период  со  2 июня  1998  г.  по  15  февраля  2001  г.  органами,
   осуществляющими  пенсионное обеспечение указанных граждан,  исходя
   из  суммы  700  рублей  в месяц  в зависимости  от  степени утраты
   трудоспособности.
       Кировская  и Псковская  областные  организации  Общероссийской
   общественной   организации   инвалидов   Союз  "Чернобыль"  России
   обратились  в Верховный  Суд  Российской  Федерации  с жалобами  о
   признании  недействительным (незаконным) с момента принятия пункта
   3 Порядка.
       В обоснование жалоб заявители ссылались на то, что ограничение
   заработка,  из  которого  должно  производиться возмещение  вреда,
   причиненного  здоровью,   суммой, равной  700  рублей  в месяц, не
   соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью
   военнослужащих,   ставших   инвалидами   вследствие  чернобыльской
   катастрофы.
       В судебном заседании представители заявителей Богданова А.В. и
   Кошурников   М.А.   уточнили  предмет  жалобы  и просили  признать
   недействительным   пункт   3 оспариваемого  Порядка  в части  слов
   "исходя из суммы 700 рублей в месяц".
       Представитель Правительства Российской Федерации Гришанин Н.М.
   и Толмачев Ю.Е. жалобу заявителей не признали и просили отказать в
   ее удовлетворении за необоснованностью.
       Заслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, и
   изучив  материалы дела,  выслушав заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры   Российской   Федерации  Масаловой  Л.Ф.,   просившей
   удовлетворить   жалобы   заявителей,   Верховный   Суд  Российской
   Федерации  находит жалобы заявителей подлежащими удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Согласно   Постановлению   Конституционного   Суда  Российской
   Федерации  от  1 декабря  1997  г.  N  18-П  "По  делу  о проверке
   конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона
   от  24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон
   Российской  Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся
   воздействию  радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
   абзац  четвертый  подпункта  1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в
   части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и
   ставших  инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,  права на
   возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим
   статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской
   Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента
   провозглашения данного Постановления.
       В  Постановлении  Конституционного  Суда  Российской Федерации
   также отмечено,  что Федеральному Собранию в течение шести месяцев
   надлежит  внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня
   1992  г.  "О  социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  в редакции
   Федерального  закона  от 24 ноября 1995 г.,  вытекающие из данного
   Постановления.
       Соответствующие   изменения   в  пункт   2  статьи  29  Закона
   Российской  Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся
   воздействию  радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
   были  внесены  Федеральным  законом от 12 февраля 2001 г.  N 5-ФЗ,
   закрепившим,  что  военнослужащие  (и  приравненные  к ним  лица),
   направленные   и  командированные   для   работы   по   ликвидации
   последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие
   обязанности   военной  службы  (служебные  обязанности),   ставшие
   инвалидами  вследствие  чернобыльской  катастрофы,  имеют право на
   ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части
   первой статьи 14 указанного Закона.
       Кроме  того,  статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001
   г.  N  5-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
   Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации    вследствие    катастрофы    на    Чернобыльской   АЭС"
   предусмотрено,   что  выплата  гражданам  недополученных  денежных
   компенсаций  производится в течение 2001 - 2003 годов.  Исчисление
   указанных  денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года
   в   соответствии   с пунктом  3 резолютивной  части  Постановления
   Конституционного  Суда  Российской  Федерации от 1 декабря 1997 г.
   N 18-П  "По  делу о проверке конституционности отдельных положений
   статьи  1 Федерального  закона  от 24 ноября 1995 года "О внесении
   изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной
   защите  граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Порядок  и условия  возврата гражданам недополученных денежных
   компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
       Анализ  приведенных  положений статьи 3 Федерального закона от
   12  февраля  2001  г.  N  5-ФЗ  позволяет  суду прийти к следующим
   выводам:
       во-первых,    законодатель   признал,    что   военнослужащие,
   получающие  пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие
   чернобыльской   катастрофы,   имеют  право  на  возмещение  вреда,
   причиненного  их  здоровью,  начиная  со  2 июня  1998  года по 15
   февраля  2001  г.  (момент  вступления в силу Закона от 12 февраля
   2001 г. N 5-ФЗ);
       во-вторых,  законодатель не установил для этих лиц какого-либо
   особого  порядка  исчисления  денежных сумм,  подлежащих выплате в
   возмещение  вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы,  и
   не  ограничил  семьюстами  рублями  сумму месячного заработка,  из
   которого    исчисляется    сумма    возмещения   вреда   (денежная
   компенсация);
       в-третьих,   законодатель   поручил  Правительству  Российской
   Федерации  определить  лишь  порядок  и условия возврата гражданам
   недополученных за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г.
   сумм  в возмещение  вреда  здоровью  (денежных  компенсаций)  и не
   уполномочивал  его на определение порядка исчисления этих сумм,  в
   том  числе на определение предельного размера месячного заработка,
   из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.
       Следовательно,   закрепив   в пункте  3 оспариваемого  Порядка
   предписание о том, что выплата неполученной денежной компенсации в
   возмещение  вреда,  причиненного  здоровью  в связи с радиационным
   воздействием    вследствие   чернобыльской   катастрофы   либо   с
   выполнением   работ   по   ликвидации  последствий  катастрофы  на
   Чернобыльской  АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы
   700  рублей  в месяц,  Правительство Российской Федерации вышло за
   пределы   полномочий,   предоставленных   ему  частью  2 статьи  3
   Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
       При  этом  предусмотренный  в пункте 3 оспариваемого правового
   акта   порядок   исчисления   сумм   в возмещение  вреда  здоровью
   гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,
   из  числа  военнослужащих  и приравненных  к ним  лиц,  получающих
   пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном
   обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу в органах
   внутренних  дел,  учреждениях  и органах уголовно - исполнительной
   системы, и их семей", не соответствует действовавшим в период со 2
   июня  1998  г.  по  15 февраля 2001 г.  положениям пункта 25 части
   первой  статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы
   на Чернобыльской АЭС".
       Согласно  названной  норме  Федерального закона (в редакции от
   24.11.1995)  инвалидам  из  числа  военнослужащих  гарантировалось
   возмещение  вреда,  причиненного  здоровью  в связи с радиационным
   воздействием  вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением
   работ  по  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
   выплатой  денежных  сумм  в размере заработка (или соответствующей
   его  части)  в зависимости  от  степени утраты трудоспособности (с
   установлением     инвалидности),     определяемом     в   порядке,
   предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев
   возмещения  вреда,  связанного  с исполнением работниками трудовых
   обязанностей.   При   этом,   если   период  работ  по  ликвидации
   последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного
   календарного месяца,  размер возмещения вреда исчислялся исходя из
   условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях
   заработок,  из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог
   быть  ниже  семикратной  суммы установленного законом минимального
   размера  оплаты  труда  (в редакции от 24.11.1995)   и не ниже 700
   рублей (в редакции от 07.08.2000).
       С  6 января  2000  г.  порядок возмещения вреда,  причиненного
   жизни  и здоровью  работника  при  исполнении  им  обязанностей по
   трудовому  договору  (контракту), регулируется Федеральным законом
   "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве
   и профессиональных заболеваний".
       В соответствии со статьей 12 данного Закона размер ежемесячной
   страховой   выплаты   определяется  как  доля  среднего  месячного
   заработка   застрахованного   до  наступления  страхового  случая,
   исчисленная  в соответствии со степенью утраты им профессиональной
   трудоспособности.
       Средний  месячный  заработок  работника  подсчитывается  путем
   деления   общей   суммы   его  заработка  за  12  месяцев  работы,
   предшествовавших  наступлению  страхового  случая  или утрате либо
   снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного),  на 12.
   Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее
   12  месяцев,   средний  месячный  заработок  подсчитывается  путем
   деления  общей  суммы  его  заработка  за фактически проработанное
   число месяцев,  предшествовавших наступлению страхового случая, на
   число  этих месяцев.  При подсчете среднего месячного заработка не
   полностью  проработанные  застрахованным  месяцы  по  его  желанию
   заменяются  предшествующими полностью проработанными месяцами либо
   исключаются в случае невозможности их замены.
       По  желанию  застрахованного при наступлении страхового случая
   по  причине  получения  им  профессионального  заболевания средний
   месячный  заработок  может  быть подсчитан за последние 12 месяцев
   работы,   предшествовавших  прекращению  работы,  повлекшей  такое
   заболевание.
       По  существу аналогичный порядок исчисления размера возмещения
   вреда,  причиненного  работнику  увечьем,  был закреплен в статьях
   13 - 15 "Правил  возмещения  работодателями  вреда,   причиненного
   работникам   увечьем,   профессиональным  заболеванием  либо  иным
   повреждением  здоровья,   связанными  с исполнением  ими  трудовых
   обязанностей", утративших силу с 6 января 2000 г.
       Таким  образом,  при  возмещении вреда,  причиненного здоровью
   работника  при  исполнении  обязанностей  по  трудовому договору в
   период  со 2 июня 1998 г.  по 15 февраля 2001 г.,  законодатель не
   ограничивал  предельным  размером  - "700  рублей  в месяц"  сумму
   заработка,  из  которого  исчисляется размер ежемесячной страховой
   выплаты.
       Установив   данное   ограничение,   Правительство   Российской
   Федерации  фактически  уменьшило  размер  недополученных  денежных
   компенсаций  в возмещение  вреда,  причиненного  здоровью,  лицам,
   перечисленных  в пункте 3 оспариваемого Порядка.  Между тем в силу
   пункта  1 статьи  1064  Гражданского  кодекса Российской Федерации
   вред,  причиненный  личности  гражданина,  подлежит  возмещению  в
   полном объеме лицом, причинившим вред.
       В соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской
   Федерации  вред,  причиненный  жизни  или  здоровью гражданина при
   исполнении обязанностей военной службы,  службы в милиции и других
   соответствующих    обязанностей,    возмещается    по    правилам,
   предусмотренным  главой  59  данного  Кодекса,  если  законом  или
   договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
       С учетом вышеизложенного пункт 3 оспариваемого Порядка в части
   слов  "исходя  из суммы 700 рублей в месяц" не соответствует также
   статьям   1064,   1084   - 1086  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации,  поскольку  ограничивает  по  сравнению с этими нормами
   размер   возмещения   вреда  военнослужащим,   ставшим  инвалидами
   вследствие чернобыльской катастрофы.
       Не  соответствует  пункт  3 оспариваемого  Порядка  и правовой
   позиции  Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в
   Постановлении  от  1 декабря  1997  г.  N  18-П,  согласно которой
   военнослужащие,   ставшие   инвалидами  вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской  АЭС,  независимо от получения ими пенсии за выслугу
   лет,  по смыслу статьи 42 Конституции Российской Федерации, должны
   иметь  право  на  возмещение  вреда,  равно  как  и иные граждане,
   пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
       Поскольку   при  рассмотрении  дела  судом  установлено,   что
   оспариваемое   заявителями   предписание   нормативного   акта  не
   соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью
   военнослужащих,   ставших   инвалидами  вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской   АЭС,   это  предписание  на  основании  статьи  13
   Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  должно быть признано
   недействительным.
       Руководствуясь  ст.   ст.  191  - 197,  231,  232  ГПК  РСФСР,
   Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобы заявителей удовлетворить.
       Признать    недействительным    и  не   порождающим   правовых
   последствий  со  дня  издания  пункт 3 "Порядка и условий возврата
   недополученных   денежных   компенсаций  гражданам,   подвергшимся
   радиационному  воздействию  вследствие  чернобыльской катастрофы",
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
   8 июня 2001 г.  N 455,  в части слов "исходя из суммы 700 рублей в
   месяц".
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение десяти дней после
   вынесения решения суда в окончательной форме.
   
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           В.Ю.ЗАЙЦЕВ