ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 01.07.93 N 18 "О ПРОТЕСТЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ N 6-443 АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ"

Согласно законодательству Российской Федерации некоторые товары, услуги, оборудование подлежат обязательной сертификации. Их список строго регламентирован и обязателен к исполнению. В России обязательная сертификация соответствия является разрешительной формой дорыночного контроля. Так же Вы можете получить сертификаты, которые входят в систему добровольной сертификации.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                          от 1 июля 1993 г. N 18
    
          О ПРОТЕСТЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               НА РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ N 6-443 АРБИТРАЖНОГО СУДА
                                Г. МОСКВЫ
    
        Пленум Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  под
    председательством   Председателя   Высшего    Арбитражного    Суда
    Российской  Федерации с участием Генерального прокурора Российской
    Федерации рассмотрел  протест  Генерального  прокурора  Российской
    Федерации  на  постановление  коллегии  Высшего  Арбитражного Суда
    Российской Федерации по проверке в порядке  надзора  законности  и
    обоснованности  решений  арбитражных судов,  вступивших в законную
    силу, от 30.12.92 N К-4-Н-7/254.
        В протесте  предлагается  указанное  постановление   отменить,
    оставив без  изменения постановление коллегии Высшего Арбитражного
    Суда Российской  Федерации  по  проверке  в  кассационном  порядке
    законности и   обоснованности   решений   арбитражных   судов,  не
    вступивших в законную силу, от 25.06.92.
        Заслушав доклад судьи Осиповой Н.В.  об обстоятельствах дела и
    доводах протеста, Пленум установил следующее.
        Прокуратура г. Москвы в интересах     Московского театрально -
    концертного музыкального объединения под руководством А. Градского
    заявила иск к дирекции  кинотеатра  "Буревестник"  о  передаче  на
    баланс  истца  строения N 1 по ул.  Добрынинская,  3   и выселении
    дирекции кинотеатра из указанного помещения.
        Госарбитраж г.  Москвы произвел замену ответчика на  кинотеатр
    "Буревестник" и  решением  от  24.03.92 удовлетворил иск в связи с
    тем, что  согласно  Постановлению  Верховного  Совета   Российской
    Федерации от  27.12.91  N  3020-1 "О разграничении государственной
    собственности в Российской Федерации" кинотеатр "Буревестник"  как
    объект культуры является муниципальной собственностью,  управление
    и распоряжение   которой   осуществляется   правительство  Москвы.
    Правительством Москвы вправе было,  распоряжаясь спорным  зданием,
    передать его   в   хозяйственное   ведение  театрально-концертного
    объединения распоряжением от 21.11.91 N 867-РП.
        Коллегия Высшего Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  по
    проверке в   кассационном   порядке  законности  и  обоснованности
    решений, не вступивших в законную силу, постановлением от 25.06.92
    решение по  делу отменила,  в иске отказала со ссылкой на то,  что
    кинотеатр "Буревестник" как самостоятельное предприятие с  правами
    юридического лица   создано   во   исполнение  решения  Президиума
    Моссовета от 24.05.91 N 108 и постановления  правительства  Москвы
    от 6.08.91 N 8 на базе кинодирекции Москворецкого района. При этом
    в состав  имущества,  переданного  ответчику  с   правом   полного
    хозяйственного ведения,  вошло и спорное здание. Поскольку статьей
    5 Закона  РСФСР  "О  собственности   в  РСФСР"   собственнику   не
    предоставлено право   распоряжаться  имуществом,  закрепленным  за
    владельцем на праве полного хозяйственного ведения,  правительство
    Москвы и   Москомимущество   не   могли  распорядиться  имуществом
    кинотеатра без его согласия.
        Постановлением коллегии  Высшего  Арбитражного Суда Российской
    Федерации по   проверке   в   порядке   надзора    законности    и
    обоснованности решений  арбитражных  судов,  вступивших в законную
    силу, от 30.12.92 постановление кассационной коллегии от  25.06.92
    отменено, за  истцом  признано  право  законного  владения спорным
    зданием. Постановление  мотивировано  тем,   что   кинотеатр   как
    самостоятельное предприятие создан в соответствии с постановлением
    правительства  Москвы   от  06.08.91  N 8,   пунктом 4    которого
    предусмотрено, что    предприятия   -   кинотеатры   находятся   в
    собственности  города  Москвы  и  пользуются  правом  долгосрочной
    аренды помещений кинотеатров.  Ответчик   в   надлежащем   порядке
    договор   аренды   не заключил,   поэтому  у  него   отсутствовали
    основания  для  законного владения помещением. В то же время истец
    получил  спорное  помещение  в   хозяйственное   ведение  согласно
    распоряжению  премьера правительства Москвы  от  21.11.91 N 867-РП
    и заключил   контракт  от  17.01.92  на  хозяйственное  ведение  с
    Москомимуществом.  Поэтому истец,  как законный владелец  спорного
    помещения,  правомерно  требовал  выселения ответчика из незаконно
    занимаемого им здания.
        В протесте   Генерального   прокурора   Российской   Федерации
    предлагается отменить постановление от 30.12.92 в связи с тем, что
    кинотеатр "Буревестник"  с  1957 г.  являлся законным владельцем и
    балансодержателем спорного здания.  В 1974 г. кинотеатр в качестве
    структурной единицы  вошел  в  состав  кинодирекции  Москворецкого
    района. В 1990 г. кинодирекция Москворецкого района ликвидирована,
    входивший  в нее кинотеатр "Буревестник" выделен в самостоятельное
    предприятие и как один из правопреемников получил часть  имущества
    кинодирекции  по  разделительному  балансу  на  10.09.91,  в  т.ч.
    спорное здание.
        После регистрации   28.08.91   вновь  созданного  предприятия,
    возникшего в  результате  реорганизации  кинодирекции,  к   новому
    предприятию должны  перейти в соответствующих частях имущественные
    права и  обязанности  реорганизованного   предприятия,   как   это
    предусмотрено пунктом  7  статьи 37 Закона РСФСР "О предприятиях и
    предпринимательской деятельности".
        Постановление правительства  Москвы  от  06.08.91  N 8 в части
    указания о предоставлении кинотеатрам занимаемых  зданий  лишь  на
    основе   договоров   аренды   противоречит   нормам   действующего
    законодательства и поэтому не могло повлечь  правовых  последствий
    для ответчика.
        Пленум в результате обсуждения  пришел  к  выводу  о  неполном
    исследовании обстоятельств  дела,  в  частности, не учтена позиция
    собственника предприятия   -   правительства   Москвы,   издавшего
    26.05.92 постановление  N 309,  которым  закрепило  все движимое и
    недвижимое имущество  за кинотеатрами,  т.е. изменившего свою волю
    по распоряжению имуществом кинотеатров.
        Не выяснен вопрос о том,  состоялась ли ликвидация  кинотеатра
    "Буревестник", что предусматривалось приказом комитета по культуре
    г. Москвы от 10.01.92 N 8.
        Кроме того,  предприятие  не  может  быть признано юридическим
    лицом без наличия у него обособленного имущества. Поэтому передача
    здания кинотеатра другому владельцу в полное хозяйственное ведение
    лишает кинотеатр возможности  функционировать  в  соответствии  со
    своим Уставом, что влечет его ликвидацию, которая исходя из статьи
    37   Закона   РСФСР   "О   предприятиях   и    предпринимательской
    деятельности"   должна   осуществляться   с   согласия   трудового
    коллектива.  Данных  о  согласовании  этого  вопроса  с   трудовым
    коллективом  в деле не имеется,  что также требует дополнительного
    исследования.  Не исследовано,  использовал ли трудовой  коллектив
    кинотеатра    предоставленное   ему   право   требовать   передачи
    предприятия в аренду или преобразования его  в  иное  предприятие,
    основанное  на праве частной собственности (статья 24 Закона РСФСР
    "О собственности в РСФСР").
        При таких  обстоятельствах  протест  подлежит удовлетворению с
    передачей дела на новое рассмотрение.
        Руководствуясь статьями 139,  140 Арбитражного процессуального
    кодекса Российской Федерации,  Пленум  Высшего  Арбитражного  Суда
    Российской Федерации постановил:
        протест Генерального прокурора Российской Федерации по делу  N
    6-443 удовлетворить.
        Решение Арбитражного Суда г. Москвы от 24.03.92, постановление
    коллегии   Высшего   арбитражного  суда  Российской  Федерации  по
    проверке  в  кассационном  порядке  законности  и   обоснованности
    решений,   не   вступивших   в   законную   силу,  от  25.06.92  и
    постановление  коллегии  Высшего  арбитражного   суда   Российской
    Федерации   по   проверке   в   порядке   надзора   законности   и
    обоснованности решений арбитражных судов,  вступивших  в  законную
    силу, от 30.12.92 отменить, дело направить на новое рассмотрение в
    арбитражный суд г. Москвы.
    
                                                  Председатель Высшего
                                                     Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ
    
                                                    Секретарь Пленума,
                                                         судья Высшего
                                                     Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           А.М.ХАЧИКЯН
    

-------------------------
    

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 6 мая 2005 г. N 291
                                   
                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
               О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ
                    ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ
                                   
  (с доп., согл. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307)
   
       В соответствии с Федеральными законами "Об электроэнергетике" и
   "О   лицензировании  отдельных  видов  деятельности"  Правительство
   Российской Федерации постановляет:
       1.    Утвердить    прилагаемое   Положение   о   лицензировании
   деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
       2.   Министерству   промышленности  и   энергетики   Российской
   Федерации   определить  до  1  июня  2005  г.  минимальный   размер
   собственного  капитала организаций, осуществляющих деятельность  по
   продаже электрической энергии гражданам.
       3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2005 г.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                            Утверждено
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 6 мая 2005 г. N 291
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
               О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ
                    ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ГРАЖДАНАМ
                                   
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307)
   
       1.   Настоящее   Положение  определяет  порядок  лицензирования
   деятельности по продаже электрической энергии гражданам.
       2. Лицензирование деятельности по продаже электрической энергии
   гражданам  осуществляется  Федеральной службой  по  экологическому,
   технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
       3. Под деятельностью по продаже электрической энергии гражданам
   понимается    деятельность   юридических    лиц    по    реализации
   электрической   энергии  гражданам,  включающая  в  себя   комплекс
   мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному  снабжению
   указанной категории потребителей электрической энергией.
       Действие   настоящего   Положения   не   распространяется    на
   деятельность  юридических лиц независимо от организационно-правовой
   формы  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление
   многоквартирными   домами  и  (или)  жилыми   домами,   товариществ
   собственников   жилья,  жилищно-строительных,   жилищных   и   иных
   специализированных потребительских кооперативов.
   (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307)
       4.  Лицензионными  требованиями и условиями  при  осуществлении
   деятельности по продаже электрической энергии гражданам являются:
       а)  соблюдение  требований законодательных и  иных  нормативных
   правовых  актов  Российской  Федерации в  сфере  электроэнергетики,
   защиты прав потребителей и технического регулирования;
       б)  наличие в штате лицензиата работников в количестве не менее
   20  процентов общего количества работников по штатному  расписанию,
   имеющих  специальное высшее или специальное среднее  образование  в
   области  электроэнергетики либо иное высшее или среднее образование
   при   условии  прохождения  ими  профильной  переподготовки  и  при
   наличии стажа работы в области энергетики не менее 3 лет;
       в) раздельное указание в счетах на оплату электрической энергии
   стоимости  купленной  электрической  энергии,  стоимости  услуг  по
   передаче  электрической энергии и стоимости  иных  услуг,  оказание
   которых   является   неотъемлемой  частью  поставки   электрической
   энергии;
       г)  наличие  у  лицензиата собственного капитала в  размере  не
   менее  размера,  определенного федеральным  органом  исполнительной
   власти,   осуществляющим   функции  по  выработке   государственной
   политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
       5.  Для  получения  лицензии на осуществление  деятельности  по
   продаже   электрической  энергии  гражданам  (далее   -   лицензия)
   соискатель  лицензии представляет в лицензирующий  орган  следующие
   документы:
       а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования
   и   организационно-правовой  формы  юридического  лица,  места  его
   нахождения  и  места  нахождения  его  территориально  обособленных
   подразделений   и   объектов,  на  которых   будет   осуществляться
   лицензируемая деятельность;
       б)  копии учредительных документов и документа, подтверждающего
   факт  внесения  записи о юридическом лице в Единый  государственный
   реестр юридических лиц;
       в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет
   в налоговом органе;
       г)  документ, подтверждающий уплату государственной пошлины  за
   рассмотрение   лицензирующим  органом  заявления  о  предоставлении
   лицензии;
       д)  копии  документов, подтверждающих наличие у соответствующих
   работников   специального   высшего   или   специального   среднего
   образования  в  области электроэнергетики либо  иного  высшего  или
   среднего   образования  при  условии  прохождения  ими   профильной
   переподготовки и при наличии стажа работы в области  энергетики  не
   менее 3 лет.
       6.  Копии указанных в пункте 5 настоящего Положения документов,
   не    заверенные   нотариусом,   представляются   с   предъявлением
   оригиналов.
       Требовать  от соискателя лицензии представления документов,  не
   предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
       7.  За  представление  недостоверных  или  искаженных  сведений
   соискатель   лицензии  несет  ответственность  в   соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
       8.    Документы,   представленные   соискателем   лицензии    в
   соответствии   с   пунктом  5  настоящего  Положения,   принимаются
   лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате  их
   приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
       9.   Лицензирующий   орган  имеет  право   проводить   проверку
   соответствия   соискателя  лицензии  лицензионным   требованиям   и
   условиям.
       10.  Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или
   об  отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней
   с  даты  поступления заявления о предоставлении лицензии  со  всеми
   необходимыми   документами.  Соответствующее  решение   оформляется
   приказом  руководителя лицензирующего органа, на основании которого
   в   течение   3  дней  после  представления  соискателем   лицензии
   документа,   подтверждающего  уплату  государственной  пошлины   за
   предоставление лицензии, лицензиату выдается лицензия.
       11.  Лицензия  выдается на 5 лет. Срок действия лицензии  может
   быть продлен в установленном порядке по заявлению лицензиата.
       12. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований
   и  условий  осуществляется путем проверки, проводимой на  основании
   приказа  лицензирующего  органа, в котором определяются  лицензиат,
   срок   проведения   проверки,   период   деятельности,   подлежащий
   проверке,  и  состав  комиссии, осуществляющей  проверку.  Плановая
   проверка   проводится   не   чаще   одного   раза   в    2    года.
   Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
       13. Внеплановая проверка может проводиться:
       при  получении  от  гражданина, продажу  электрической  энергии
   которому  осуществляет лицензиат, заявления о нарушении лицензиатом
   лицензионных требований и условий;
       при   получении  от  физических  и  юридических  лиц,   органов
   государственной   власти   информации  о   нарушении   лицензионных
   требований  и  условий, которые могут повлечь  за  собой  нанесение
   ущерба    правам,    законным    интересам,    здоровью    граждан,
   обороноспособности   и   безопасности   государства,    культурному
   наследию  народов Российской Федерации, а также при получении  иной
   информации,     подтвержденной     документами     или      другими
   доказательствами,  свидетельствующими  о  наличии  признаков  таких
   нарушений;
       для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных
   требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки.
       14.   Лицензиат  обязан  обеспечивать  условия  для  проведения
   проверки,  в  том  числе  предоставлять  необходимые  документы   и
   информацию,  обеспечивать доступ проверяющих в служебные  помещения
   и    к    программно-техническим   средствам,   используемым    при
   осуществлении лицензируемой деятельности.
       15.  По  результатам  проверки  оформляется  акт  (с  указанием
   конкретных   нарушений),   который  подписывается   всеми   членами
   комиссии,  указанной  в пункте 12 настоящего  Положения.  Лицензиат
   (его   представитель)   должен  быть  ознакомлен   с   результатами
   проверки,   и   в   акте  должна  быть  сделана  запись   о   факте
   ознакомления.  Если лицензиат не согласен с результатами  проверки,
   он  имеет  право  отразить  в  акте  свое  мнение.  Если  лицензиат
   отказывается   от  ознакомления  с  результатами  проверки,   члены
   комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.
       Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения в
   отношении  акта  (в  письменной форме)  с  приложением  необходимых
   документов.
       16.   Лицензирующий  орган  вправе  приостанавливать   действие
   лицензии  в  случае выявления неоднократных нарушений  или  грубого
   нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
       Лицензирующий  орган устанавливает срок устранения  лицензиатом
   нарушений,  повлекших за собой приостановление  действия  лицензии.
   Указанный  срок  не  может превышать 6 месяцев.  В  случае  если  в
   установленный  срок  лицензиат  не  устранил  указанные  нарушения,
   лицензирующий  орган  обязан  обратиться  в  суд  с  заявлением  об
   аннулировании лицензии.
       Лицензиат  обязан уведомить (в письменной форме)  лицензирующий
   орган    об   устранении   им   нарушений,   повлекших   за   собой
   приостановление    действия    лицензии.    Лицензирующий    орган,
   приостановивший    действие   лицензии,   принимает    решение    о
   возобновлении  ее действия и сообщает об этом (в письменной  форме)
   лицензиату  в  течение  3  дней  после  получения  соответствующего
   уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений,  повлекших
   за собой приостановление действия лицензии.
       Проверка устранения нарушений лицензионных требований и условий
   должна  начаться не позднее 10 дней с даты получения от  лицензиата
   уведомления об устранении указанных нарушений.
       17. В случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований
   и  условий  повлекло  за  собой нанесение ущерба  правам,  законным
   интересам,  здоровью  граждан,  обороноспособности  и  безопасности
   государства,  культурному  наследию народов  Российской  Федерации,
   лицензия   может  быть  аннулирована  решением  суда  на  основании
   заявления лицензирующего органа.
       Одновременно  с  подачей  заявления в суд  лицензирующий  орган
   вправе  приостановить действие лицензии на период до  вступления  в
   силу решения суда.
       18.  Лицензиат обязан выполнять свои обязательства  по  продаже
   электрической энергии гражданам до вступления в силу решения  суда,
   если   при   этом  лицензирующий  орган  не  приостановил  действие
   лицензии.
       19.  Лицензирующий  орган  ведет  реестр  лицензий,  в  котором
   указываются:
       а) наименование лицензирующего органа;
       б) лицензируемая деятельность;
       в)  наименование,  организационно-правовая  форма  юридического
   лица,  место его нахождения, номер документа, подтверждающего  факт
   внесения записи о юридическом лице в Единый государственный  реестр
   юридических  лиц, идентификационный номер налогоплательщика  и  код
   лицензиата   по   Общероссийскому  классификатору   предприятий   и
   организаций;
       г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
       д) номер лицензии;
       е) срок действия лицензии;
       ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
       з) сведения о переоформлении лицензии;
       и)  основания  и даты приостановления и возобновления  действия
   лицензии;
       к) основания и дата аннулирования лицензии.
       20.   Лицензирующий  орган  при  осуществлении   лицензирования
   руководствуется  Федеральным  законом "О  лицензировании  отдельных
   видов деятельности" и настоящим Положением.