РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИМУЩЕСТВА РФ ОТ 26.10.2001 N 3089-Р О ПЕРЕДАЧЕ ФГУП "РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ МПТР РОССИИ" ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: Г. МОСКВА, УЛ. ПРОФСОЮЗНАЯ, Д. 56

Согласно законодательству Российской Федерации некоторые товары, услуги, оборудование подлежат обязательной сертификации. Их список строго регламентирован и обязателен к исполнению. В России обязательная сертификация соответствия является разрешительной формой дорыночного контроля. Так же Вы можете получить сертификаты, которые входят в систему добровольной сертификации.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 26 октября 2001 г. N 3089-р

               О ПЕРЕДАЧЕ ФГУП "РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ
           МПТР РОССИИ" ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
                  РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: Г. МОСКВА,
                         УЛ. ПРОФСОЮЗНАЯ, Д. 56

       На основании   статьи   299  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации,  распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  от
   05.09.2001 N 1194-р:
       1. Изъять    из    оперативного   управления   государственной
   организации   культуры   "Российская   книжная   палата"    объект
   незавершенного строительства,  расположенный по адресу: г. Москва,
   ул. Профсоюзная, д. 56.
       2. Закрепить    за   федеральным   государственным   унитарным
   предприятием "Распорядительная  дирекция  МПТР  России"  на  праве
   хозяйственного   ведения   объект   незавершенного  строительства,
   расположенный по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56.
       3. Государственной  организации  культуры  "Российская книжная
   палата"  передать,  а  федеральному  государственному   унитарному
   предприятию   "Распорядительная   дирекция  МПТР  России"  принять
   объект, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения.
       4. Федеральному   государственному   унитарному    предприятию
   "Распорядительная дирекция МПТР России":
       - представить  в  Минимущество  России  копию  акта  приема  -
   передачи объекта, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
       - представить  данные  об  объекте,  указанном  в   пункте   1
   настоящего распоряжения, в Территориальное управление Минимущества
   России "Агентство федерального имущества  по  городу  Москве"  для
   внесения   изменений   в   учетные   данные  реестра  федерального
   имущества;
       - обеспечить  государственную регистрацию права хозяйственного
   ведения  на  указанный  в пункте 1  настоящего распоряжения объект
   незавершенного строительства в Москомрегистрации;
       - представить   в   месячный   срок   в   Минимущество  России
   предложения   о   дальнейшем   использовании   данного    объекта,
   согласованные с МПТР России.
       5. Рекомендовать  Москомзему,   МосгорБТИ,   Москомрегистрации
   внести соответствующие изменения в учетные данные.

                                                 Заместитель Министра
                                                            Ш.П.БРЕУС
    

По состоянию на ноябрь 2007 года
     АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   
                              РАСПОРЯЖЕНИЕ
                     от 8 февраля 2002 г. N 195-ра
   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
              "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ
                 ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)"
   
        В целях  установления  основных  требований  к  размещению  и
   организации системы  зданий,  земельных  участков,  территории,  а
   также к функциональным  группам,  составу  и  площадям  помещений,
   объемно-планировочным     решениям,     освещению,     инженерному
   оборудованию и внутренней  среде  общеобразовательных  учреждений,
   включая школы-интернаты для детей-инвалидов:
        1. Утвердить     территориальные      строительные      нормы
   "Общеобразовательные учреждения (в том числе  школы-интернаты  для
   детей-инвалидов)" (далее - ТСН 31-3<**>-02).
        2. Комитету  по  строительству  совместно  с   Комитетом   по
   градостроительству   и   архитектуре   в   установленном   порядке
   обеспечить  регистрацию  ТСН  31-3<**>-02  в  Госстрое  России  до
   01.03.2002.
        3. Комитету  по   строительству   и   всем   организациям   и
   ведомствам, ведущим проектирование зданий общеобразовательных школ
   и школ-интернатов для детей-инвалидов, с 01.03.2002 при разработке
   проектной  документации  руководствоваться  ТСН   31-3<**>-02   (в
   дополнение   к   СНиП   2.08.02-89<*>   "Общественные   здания   и
   сооружения").
        4. Контроль  за   выполнением   распоряжения   возложить   на
   вице-губернатора  Санкт-Петербурга  -  председателя  Комитета   по
   строительству Вахмистрова А.И.
   
                                          Губернатор Санкт-Петербурга
                                                          В.А.Яковлев
   
   
   
                                                           УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        распоряжением
                                       Администрации Санкт-Петербурга
                                               от 08.02.2002 N 195-ра
   
                   ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
   
                    "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
           (В ТОМ ЧИСЛЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)
                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
   
                            ТСН 31-3<**>-02
   
        Введение
   
        Территориальные строительные    нормы    "Общеобразовательные
   учреждения (в том  числе  школы-интернаты  для   детей-инвалидов)"
   (далее - ТСН) состоят из следующих разделов:
        1. Область применения.
        2. Нормативно-правовая база.
        3. Основные положения.
        4. Требования    к    организации    сети,    виды   и   типы
   общеобразовательных учреждений.
        5. Требования  к  размещению и зонированию земельного участка
   общеобразовательных учреждений.
        6. Требования   к   объемно-планировочным   решениям  зданий,
   функциональным группам и  помещениям  основного  и  сопутствующего
   назначения общеобразовательных учреждений.
        7. Требования к размещению и зонированию  земельного  участка
   школ-интернатов для детей-инвалидов.
        8. Требования  к   объемно-планировочным   решениям   зданий,
   функциональным  группам  и  помещениям  основного и сопутствующего
   назначения школ-интернатов для детей-инвалидов.
        9. Инженерное   оборудование  (водоснабжение  и  канализация,
   отопление   и   вентиляция,   электроснабжение    и    слаботочные
   устройства).
        10. Требования противопожарной безопасности.
        11. Инженерно-технические  мероприятия  гражданской обороны и
   мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
   
        Приложение 1      (рекомендуемое).      Организация      сети
   общеобразовательных учреждений.
        Приложение 2 (рекомендуемое).  Примерная номенклатура видов и
   типов общеобразовательных учреждений.
        Приложение 3   (обязательное).   Функциональные   группы    и
   примерный состав помещений.
        Приложение 4 (рекомендуемое). Состав помещений школ и размеры
   их площадей.
        Приложение 5    (рекомендуемое).    Рекомендуемые    варианты
   размещения учебных помещений школ-интернатов.
        Приложение 6 (рекомендуемое).  Рекомендуемые состав и размеры
   площади  помещений  проживания,  проектируемых  по типу дошкольных
   учреждений.
        Приложение 7 (рекомендуемое).  Рекомендуемые состав и размеры
   площади помещений проживания,  проектируемых  по  типу  коридорной
   системы.
        Приложение 8    (справочное).    Рекомендуемое     размещение
   санитарных узлов для детей, состав помещений и оборудования.
        Приложение 9 (справочное).  Ориентировочный расчет числа мест
   в процедурных кабинетах различных типов.
        Приложение 10 (справочное).  Ориентировочные состав и размеры
   площади помещений учебно-профессиональной подготовки.
        Приложение 11 (справочное).  Ориентировочные состав и размеры
   площади помещений культурно-массового обслуживания.
   
        Список сокращений, используемых в тексте
   
        ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.
        ДУ - дошкольное учреждение.
        ИТМ ГО - инженерно-технические    мероприятия     гражданской
   обороны.
        ИТМ ГОиЧС - инженерно-технические мероприятия по  гражданской
   обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
        КЕО - коэффициент естественной освещенности.
        Центр госсанэпиднадзора    -    федеральное   государственное
   учреждение "Центр  государственного  санитарно-эпидемиологического
   надзора в Санкт-Петербурге".
   
        1. Область применения
   
        1.1. Настоящие  ТСН разработаны в соответствии с требованиями
   СНиП 10-01-94 "Система  нормативных  документов  в  строительстве.
   Основные   положения"   как   дополнение  и  уточнение  к  системе
   нормативных документов в строительстве,  действующих на территории
   Санкт-Петербурга,   и  распространяются  на  проектирование  вновь
   строящихся  и  реконструкцию   существующих   зданий   (помещений)
   общеобразовательных     учреждений     и    школ-интернатов    для
   детей-инвалидов,  а также принадлежащих им территорий   независимо
   от их принадлежности и форм собственности.
        1.2. Требования настоящих ТСН предполагают их соблюдение  при
   подготовке    исходно-разрешительной   документации,   разработке,
   согласовании,  утверждении и реализации проектной документации для
   строительства,    расширения,   реконструкции   или   технического
   перевооружения   (далее   -   строительство)   общеобразовательных
   учреждений  и  школ-интернатов  для  инвалидов.  Для  существующих
   школьных зданий параметры их эксплуатации  в  пределах  нормативов
   определяются    положением,    уставом,   программой   и   другими
   документами,  утвержденными в установленном  порядке.  Действующее
   общеобразовательное учреждение может проводить реконструкцию своей
   территории  в  целях  ее  более   эффективного   использования   и
   сокращения    в   пределах   вышеуказанной   нормы,   не   нарушая
   гигиенических  норм  и  требований,   изложенных   в   действующих
   документах (СП, СанПиН).
        1.3. При решении вопросов,  не нашедших отражения в настоящих
   ТСН,   следует   руководствоваться   действующими  федеральными  и
   региональными нормативными документами.
        1.4. Срок  действия  ТСН  -  период  до  2010 г.  при условии
   обязательной корректировки через  5  лет  и  внесения  необходимых
   изменений и дополнений при выходе новых нормативно-правовых актов.
   
        2. Нормативно-правовая база
   
        Нормативно-правовой базой  настоящих  ТСН  являются следующие
   документы:
        1. СНиП    10-01-94   "Система   нормативных   документов   в
   строительстве. Основные положения".
        2. СНиП   2.07.01-89<*> "Градостроительство.   Планировка   и
   застройка городских и сельских поселений".
        3. СНиП 2.08.02-89<*> "Общественные здания и сооружения".
        4. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
        5. СНиП   2.04.01-85  "Внутренний  водопровод  и  канализация
   зданий".
        6. СНиП      2.04.05-91<*>     "Отопление,    вентиляция    и
   кондиционирование".
        7. СНиП 2.04.07-86<*> "Тепловые сети".
        8. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
        9. СНиП 21-01-97<*> "Пожарная     безопасность    зданий    и
   сооружений".
        10. СНиП    2.01-90с    "Инженерно-технические    мероприятия
   гражданской обороны".
        11. СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и
   объектов народного хозяйства".
        12. СНиП      2.01.57-85       "Приспособление       объектов
   коммунально-бытового  назначения  для  санитарной обработки людей,
   специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
        13. Справочное  пособие  к СНиП 2.08.02-89<*> "Проектирование
   бассейнов", 1991 г.
        14. Справочное  пособие к СНиП  2.08.02-89<*> "Проектирование
   спортивных  залов,  помещений   для   физкультурно-оздоровительных
   занятий и крытых катков с искусственным льдом", 1991 г.
        15. ВСН-1-89 "Нормы  проектирования  планировки  и  застройки
   новых    селитебных    районов   Ленинграда"   (ТСН   30-301-2000.
   Санкт-Петербург  "Градостроительство.  Реконструкция  и  застройка
   нецентральных районов Санкт-Петербурга").
        16. ВСН-2-89   "Реконструкция   и    застройка    исторически
   сложившихся районов Санкт-Петербурга".
        17. СП   30-102-99   "Планировка   и   застройка   территорий
   малоэтажного жилищного строительства".
        18. СП   2.4.2.782-99   Санитарные   правила   "Гигиенические
   требования  к  условиям  обучения  школьников  в  различных  видах
   современных общеобразовательных учреждений".
        19. СанПиН  42-125-4216-86 "Санитарно-гигиенические правила и
   нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста".
        20. Типовое   положение  об  общеобразовательном  учреждении,
   утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации  от
   19.03.2001 N 196.
        21. Типовое   положение   о    специальном    (коррекционном)
   образовательном    учреждении   для   обучения   воспитанников   с
   отклонениями в развитии, утвержденное постановлением Правительства
   Российской Федерации от 12.03.1997 N 288.
        22. Методика определения  нормативной  потребности  субъектов
   Российской   Федерации   в   объектах  социальной  инфраструктуры,
   одобренная распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от
   19.10.1999 N 1683-р.
        23. СНиП   35-01-2001    "Обеспечение    доступности    среды
   жизнедеятельности  для  инвалидов  и  других  маломобильных  групп
   населения".
        24. Методические  указания 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка
   качества почвы населенных мест".
        25. СП 4076-86 "Санитарные правила устройства,  оборудования,
   содержания    и     режима     специальных     общеобразовательных
   школ-интернатов  для  детей,  имеющих  недостаток  в  физическом и
   умственном развитии".
        26. СанПиН   2.2.1/2.1.1.984-00  "Санитарно-защитные  зоны  и
   санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
        27. Федеральный  закон  от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О радиационной
   безопасности населения".
        28. ГОСТ   17.4.2.01-81   "Почвы.   Номенклатура  показателей
   санитарного состояния".
        29. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга  от  22.02.2000
   N 182-р "О создании Санкт-Петербургской территориальной подсистемы
   оповещения   единой   государственной   системы  предупреждения  и
   ликвидации чрезвычайных ситуаций".
        30. СНиП   11-01-95   "Инструкция   о  порядке  разработки  и
   согласования,  утверждения и  составе  проектной  документации  на
   строительство предприятий и сооружений".
        31. СП  11-107-98  "Порядок  разработки  и   состав   раздела
   "Инженерно-технические     мероприятия     гражданской    обороны.
   Мероприятия  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций"  проектов
   строительства".
        32. Номенклатура типов зданий,  состав  и  площади  помещений
   общеобразовательных  школ  для  типового  проектирования на период
   1985-1990 годов.
   
        3. Основные положения
   
        3.1. Настоящие  ТСН  устанавливают  основные   требования   к
   размещению  и  организации  системы  зданий,  земельному  участку,
   территории,  функциональным группам, составу и площадям помещений,
   объемно-планировочным     решениям,     освещению,     инженерному
   оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.
        3.2. К общеобразовательным учреждениям относятся:
        начальная общеобразовательная школа;
        основная общеобразовательная школа;
        средняя общеобразовательная школа;
        средняя общеобразовательная  школа  с  углубленным  изучением
   отдельных предметов;
        лицей;
        гимназия.
        3.3. Образовательные  учреждения  обеспечивают  осуществление
   общеобразовательного процесса в соответствии  с  программами  трех
   ступеней образования:
        - I ступень - начальное общее образование (1-4 классы);
        - II ступень - основное общее образование (5-9 классы);
        - III ступень - среднее  (полное)  общее  образование  (10-11
   классы).
        3.4. Вместимость   общеобразовательных   школ    (оптимальная
   вместимость  не  должна  превышать  1000  учащихся)   определяется
   заданием        на        проектирование         исходя         из
   организационно-педагогической структуры  с  учетом  требований  СП
   2.4.2.782-99,   градостроительных   условий   и    демографической
   ситуации.
        3.5. Расчетная   потребность  в  образовательных  учреждениях
   определена на основе прогноза по возрастным группам в  расчете  на
   1000 человек населения.
        Расчетный нормативный   показатель   потребности    мест    в
   общеобразовательных учреждениях на 1000 человек населения указан в
   таблице 1.
   
                                                            Таблица 1
   -----------------------------T-------T----------------------------
   |     Возрастная группа      |Процент| В расчете на 1000 человек |
   |                            |охвата +----------T----------------+
   |                            |       | Прогноз  |Расчетная норма,|
   |                            |       |на 2005 г.|количество мест |
   +----------------------------+-------+----------+----------------+
   |в возрасте 6 лет            |20%<*> |    7     |       2        |
   +----------------------------+-------+----------+----------------+
   |в возрасте от 7 до 9 лет    | 100%  |    22    |       22       |
   +----------------------------+-------+----------+----------------+
   |в возрасте от 10 до 14 лет  | 100%  |    45    |       45       |
   +----------------------------+-------+----------+----------------+
   |в возрасте от 15 до 18 лет  |  75%  |    61    |       46       |
   +----------------------------+-------+----------+----------------+
   |Итого                       |       |   134    |      115       |
   L----------------------------+-------+----------+-----------------
   
        -------------------------------
        <*> 80% детей в возрасте 6 лет обучаются в ДОУ.
   
        Примечание. Для  расчета  принят  прогноз  на  2005 год,  что
   совпадает со сроком действия ТСН до запланированной корректировки.
   
        3.6. Расчетная наполняемость классов для  общеобразовательных
   учреждений    составляет   не   более   25   учащихся,   расчетная
   наполняемость групп продленного дня устанавливается в соответствии
   с    типовым   положением   об   общеобразовательном   учреждении,
   утвержденным Комитетом по образованию.  В условиях реконструкции и
   сформированного  фонда школьных зданий количество детей в школе не
   должно превышать  ее  вместимости,  предусмотренной  проектом,  по
   которому  построено  или  приспособлено здание.  При строительстве
   (реконструкции)  зданий  под   специализированное   учреждение   в
   соответствии    с   положением   о   специальном   (коррекционном)
   образовательном учреждении может быть установлена  иная  расчетная
   наполняемость,   не  превышающая  гигиенической  нормы.  При  этом
   задание на проектирование должно  быть  согласовано  Комитетом  по
   образованию и Центром госсанэпиднадзора.
        3.7. При проведении занятий по иностранному  языку  в  1-11-х
   классах и трудовому обучению в 5-11-х классах,  а также занятий по
   информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во
   время   практических  занятий)  классная  группа  делится  на  две
   подгруппы.  В школах с профильным обучением, лицеях, гимназиях для
   проведения  практических  работ  класс может делиться на несколько
   подгрупп   исходя  из   дифференцированных   или   интегрированных
   программ  обучения,  а  также  для  организации  групповых работ и
   самостоятельных занятий учащихся по интересам.  В  соответствии  с
   этим положением устанавливаются размеры площади помещений согласно
   требованиям раздела 6 настоящих ТСН.
   
        4. Требования   к   организации    сети,    виды    и    типы
   общеобразовательных учреждений
   
        4.1. Сеть     общеобразовательных     учреждений      следует
   рассматривать     как     основное     звено     общей     системы
   учебно-воспитательных учреждений,  включающей,  помимо  дошкольных
   образовательных  учреждений,  общеобразовательные  учреждения,   а
   также внешкольные и другие учебно-воспитательные учреждения.
        Виды и  типы   общеобразовательных   учреждений   различаются
   организационно-педагогическими структурами,  содержанием, формой и
   методами    организации    учебно-воспитательного    процесса    в
   соответствии   с   Типовым   положением   об   общеобразовательном
   учреждении, утвержденным постановлением  Правительства  Российской
   Федерации от 19.03.2001 N 196.
        4.2. Классификация  и  назначение  видов  общеобразовательных
   учреждений:
        начальная общеобразовательная    школа    организуется    как
   самостоятельная   начальная   школа,  так  и  в  составе  детского
   образовательного учреждения - начальная школа  -  детский  сад,  а
   также  в составе основной или средней общеобразовательной школы (I
   ступень обучения - 1-4-е классы), срок обучения - 4 года;
        основная образовательная     школа      организуется      как
   самостоятельное  образовательное  учреждение  с  1  по   9   класс
   включительно (I и II ступени), так и в  составе  средней  (полной)
   общеобразовательной   школы   (I  и  II   ступени  обучения,  срок
   обучения - 9 лет);
        средняя общеобразовательная    школа     организуется     как
   самостоятельная школа III ступени(срок обучения - 2 года),  так  и
   имеющая в своем составе школы I и II ступеней (срок  обучения - 11
   лет);
        средняя общеобразовательная  школа  с  углубленным  изучением
   отдельных    предметов    организуется   как   общеобразовательное
   учреждение,  осуществляющее образовательный  процесс,  реализующее
   учебные  программы  среднего  (полного) общего образования,  в том
   числе и программы  углубленного  изучения  одного  или  нескольких
   предметов;
        гимназия -   общеобразовательное   учреждение,    реализующее
   образовательные  программы  среднего (полного) общего образования,
   дающее,  как правило, обучающимся среднее гуманитарное образование
   углубленного   типа   со  знанием  двух-трех  иностранных  языков,
   гимназия может иметь в своем составе только II и III ступени, срок
   обучения - 7(8) лет;
        лицей -    общеобразовательное    учреждение,     реализующее
   общеобразовательные  программы  общего  среднего  (полного) общего
   образования,  дающее   обучающимся   углубленное   изучение   ряда
   предметов        по        профилям        (физико-математические,
   естественно-научные),   лицей   организуется    как    учреждение,
   осуществляющее прием учащихся на обучение с 8 или 10 класса,  срок
   обучения - 4 года или 2 года.
        вечернее (сменное)  образовательное  учреждение  организуется
   как самостоятельное учреждение, включающее обучение на  II  и  III
   ступенях образования или только на III ступени.
        4.3. Структуру  и  вместимость   зданий   общеобразовательных
   учреждений следует принимать с учетом приложений 2 и 3 к настоящим
   ТСН.
        4.4. Школы  различных  ступеней  обучения  могут  размещаться
   отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных  сочетаниях
   (см. приложения 1, 2 к настоящим ТСН).
        Общеобразовательные учреждения     в      единой      системе
   учебно-воспитательных  зданий могут кооперироваться с внешкольными
   учреждениями, учебно-производственными комбинатами.
        4.5. При  расчете  комплексной сети зданий следует учитывать,
   что сумма ученических мест в сети  общеобразовательных  учреждений
   должна составлять 100%  охвата детей младшего и среднего школьного
   возраста (I и II ступени) и 75%  охвата учащихся III  ступени  при
   обучении в одну смену.
        4.6. Радиус  обслуживания   общеобразовательным   учреждением
   района  жилой  застройки  должен  составлять  не  более   0,5   км
   пешеходной доступности. Допускается размещение общеобразовательных
   учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся  I
   ступени  -  15 мин.  (в  одну  сторону),  для  учащихся  II  и III
   ступеней - не более 50 мин. (в одну сторону).
   
        5. Требования к размещению и зонированию  земельного  участка
   общеобразовательных учреждений
   
        5.1. Здания  общеобразовательных учреждений следует размещать
   на самостоятельных земельных участках.
        5.2. Расстояние     от     границы     земельного     участка
   образовательного учреждения до сооружений  для  хранения  легковых
   автомобилей принимается:
        - при вместимости 10 и менее машино-мест - 15 м,
        - при вместимости 11-100 машино-мест - 25 м,
        - при вместимости 101-300 машино-мест - 50 м.
        5.3. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий
   принимаются  в  соответствии  с  требованиями  СНиП  2.07.01-89<*>
   (приложение 1),  ТСН 30-301-2000,  ТСН 30-32-01,  СП 2.4.2.789-99,
   СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 и соблюдения норм инсоляции и КЕО.
        5.4. Размер участка общеобразовательного учреждения (с учетом
   площади  застройки  здания)  определяется  из  расчета не менее 18
   кв.   м   на   1   учащегося   (в   одну    смену).    Действующее
   общеобразовательное учреждение может проводить реконструкцию своей
   территории  в  целях  ее  более   эффективного   использования   и
   сокращения в пределах вышеуказанной нормы.  При  этом  задание  на
   проектирование   должно   быть   согласовано   и   утверждено    в
   установленном порядке, в том числе с Центром госсанэпиднадзора.
        5.5. Территория  участка  огораживается  по периметру забором
   высотой не менее 1,5 м,  и вдоль участка предусматриваются зеленые
   насаждения.
        5.6. Предусматривается  озеленение  не  менее   50%   площади
   территории участка. В площадь озеленения должны включаться площади
   зеленых насаждений всех зон,  а  также  газоны  и  живые  изгороди
   вокруг     участка.     При    примыкании    земельного    участка
   общеобразовательного  учреждения  к  зеленым  насаждениям   общего
   пользования   (паркам,   лесопаркам,  садам,  скверам,  бульварам)
   площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.
        5.7. На  земельном  участке выделяются три зоны:  спортивная,
   хозяйственная и зона отдыха.
        5.8. Не  допускается  размещение  спортивной  зоны со стороны
   окон учебных  помещений.  Площадки  для  игр  с  мячом  и  метания
   спортивных   снарядов  следует  располагать на расстоянии не менее
   25   м   от   окон   здания.   На   спортивно-игровых    площадках
   предусматривается твердое покрытие, на футбольном поле -  травяной
   покров.
        5.9. Зона отдыха размещается  вблизи  зеленых  насаждений,  в
   отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки
   для тихого отдыха  и  подвижных  игр  в  зависимости  от  возраста
   учеников  может  быть  оборудована  малыми архитектурными формами.
   Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются  вблизи  выходов
   из  здания  и  разделены  для  учащихся  каждой  ступени школьного
   обучения.
        5.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к площадкам
   для мусоросборника имеют твердое покрытие.  Мусоросборные площадки
   должны иметь ограждение.
        5.11. Участок  школы  имеет  наружное  освещение  при   норме
   освещенности на земле - 10 лк.
        5.12. На земельных  участках  общеобразовательных  учреждений
   должны  предусматриваться подъезды к зданиям,  а также возможность
   объезда  вокруг  здания  с  учетом   требований   СНиП 2.01.-89<*>
   (приложение 1). Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и
   объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию.
   
        6. Требования  к   объемно-планировочным   решениям   зданий,
   функциональным  группам  и  помещениям  основного и сопутствующего
   назначения образовательных учреждений
   
        6.1. Состав помещений общеобразовательных  учреждений  должен
   обеспечивать  условия для изучения обязательных учебных дисциплин,
   а также дополнительных предметов (см. приложение 4 к ТСН).
        Учебные классы  не  должны  располагаться  вблизи  помещений,
   являющихся источниками шума и  запаха  (мастерские,  спортивные  и
   актовые залы, пищеблок).
        6.2. Для  расчета  площади   общеобразовательных   учреждений
   необходимо  учесть  обязательный  состав  помещений  и  их площади
   согласно СП 2.4.2.782-99 (см. приложения 3, 4 к ТСН).
        6.3. Требования  к  школьному  зданию,  отдельным помещениям,
   оборудованию,   воздушно-тепловому   режиму   и   отделке   должны
   соответствовать СП 2.4.2.782-99.
        6.4. Расчетные показатели площади основных учебных помещений:
        площадь кабинетов  при  фронтальных формах занятий - не менее
   2,5 кв. м на одного учащегося;
        площадь кабинетов   при  групповых  формах  и  индивидуальных
   занятиях - не менее 3,5 кв. м на одного учащегося;
        площадь кабинета  информатики  -  не менее 6 кв.  м на одного
   учащегося, объем не менее 24 куб. м;
        площадь мастерских - не менее 7,5 кв. м на одного учащегося;
        площадь лаборантской - не менее 18-32 кв. м каждая.
        6.5. Площадь пола спортивных залов составляет 9 х 18 м, 12  х
   24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. Количество и размер залов
   определяются исходя из назначения здания.
        При спортивных   залах   предусматриваются    вспомогательные
   помещения площадью от 16 до 32 кв.  м  в  зависимости  от  площади
   спортивного зала, раздевальные для мальчиков и девочек площадью не
   менее 10,5 кв. м каждая, а также душевые площадью не менее 9 кв. м
   каждая, уборные площадью 8 кв. м каждая, комната  для  инструктора
   площадью 9 кв. м.
        В школах,  рассчитанных более чем на 18  классов,  необходимо
   иметь два спортивных зала (для начальной и средней школы).
        6.6. Питание в общеобразовательных  учреждениях  должно  быть
   организовано согласно гигиеническим требованиям СП 2.4.2.782-99.
        При проектировании  обеденного  зала   размер   его   площади
   определяется  из  расчета  не  менее 0,7 кв.  м на одно посадочное
   место (исходя из расчета 100% учащихся в 3 очереди). При обеденном
   зале  должны предусматриваться умывальники из расчета один кран на
   30 мест.
        6.7. Рекреации  следует проектировать из расчета 1,5-2  кв. м
   на одного учащегося, как правило, в виде зальных помещений.
        6.8. Высота  здания  школы  не  должна  превышать  3  этажей.
   Допускается в условиях  плотной  застройки  строительство  учебных
   зданий  высотой  в 4 этажа.  На 4-м этаже не допускается размещать
   помещения начальных классов.
        6.9. Архитектурно-типологическая     структура    здания    в
   соответствии  с  функциональной  моделью  должна  иметь  следующую
   пространственную    организацию:   помещения   общеобразовательных
   учреждений  в  соответствии  с  приложением  3   к   ТСН   следует
   подразделять   на  две  основные  обособленные  группы - учебную и
   общешкольную.
        6.10. Учебная  группа  помещений должна быть дифференцирована
   на школы I,  II и III ступеней обучения и  технологические  группы
   помещений, обслуживающие эти возрастные школы.
        6.11. Учебные  помещения  должны  группироваться  в   учебные
   секции. Учащиеся I ступени  обучаются  в  закрепленных  за  каждым
   классом учебных помещениях. Учебные секции  1-4-х  классов  должны
   быть не проходными для учащихся других возрастных групп.  Обучение
   учащихся II и III ступеней  осуществляется  по  классно-кабинетной
   системе. В учебные секции 5-11-х классов  входят  классы-кабинеты,
   лаборатории и соответствующие рекреационные помещения и санитарные
   узлы. Учебные секции 5-9-х классов должны быть обособленными и  не
   проходными  для  других   возрастных   групп.   Специализированные
   кабинеты и мастерские следует группировать  в  учебные  секции  по
   признакам родственных дисциплин.
        6.12. Медицинский   пункт   общеобразовательного   учреждения
   включает следующие помещения:  кабинет врача длиной не менее 7  м,
   площадью не менее 14 кв.  м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.
   м,  оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14
   кв. м; кабинет психолога площадью 10 кв. м. При медицинском пункте
   оборудуется самостоятельный санитарный узел.
        6.13. Размеры  актового  зала  определяются числом посадочных
   мест из расчета  0,65  кв.  м  на  одно  место  и  60%  от  общего
   количества  учащихся  школы.  При  актовом  зале предусматриваются
   артистические  уборные  площадью  не  менее  10  кв.   м   каждая,
   кинопроекционная площадью 27 кв. м, склад декораций,   бутафории и
   музыкальных  инструментов  площадью  10  кв.  м,  склад   хранения
   костюмов площадью 10 кв. м.
        6.14. В школах с  углубленным  содержанием  обучения  следует
   иметь лекционную аудиторию.
        6.15. Помещение библиотеки следует  использовать  в  качестве
   справочно-информационного центра,  площадь библиотеки определяется
   из расчета не менее 0,6 кв. м на одного ученика.
   
        7. Требования к размещению и зонированию  земельного  участка
   школ-интернатов для детей-инвалидов
   
        7.1. Школы-интернаты   для   инвалидов  относятся  к  системе
   стационарного  социального  обслуживания  и   дифференцируются   в
   соответствии   с   возрастом,  состоянием  здоровья  и  социальным
   положением детей.  Школы-интернаты  для   детей   с   недостатками
   физического  или  умственного  развития обеспечивают воспитанникам
   следующие     виды     обслуживания:     проживание,      питание,
   санитарно-гигиеническое    обслуживание,   воспитание,   обучение,
   культурно-массовое обслуживание, медицинское обслуживание (включая
   физическую реабилитацию),  социальную адаптацию,  профессиональную
   подготовку  (в  зависимости   от   индивидуальных   возможностей),
   административно-бытовое обслуживание.
        7.2. В  школах-интернатах   для   инвалидов,   как   правило,
   содержатся дети школьного возраста;  в учреждениях, обеспечивающих
   неполное среднее образование, -  дети  7-16  лет;  полное  среднее
   образование  -  дети 7-19 лет.  С учетом недостатков физического и
   умственного развития сроки обучения и возраст детей и  подростков,
   пребывающих в школах-интернатах,  могут быть увеличены,  и   кроме
   того,  в  соответствии  с  заданием  на  проектирование  в  состав
   школ-интернатов  для  инвалидов  могут  быть  включены  дошкольные
   отделения.
        Рекомендуемые номенклатура  типов школ-интернатов для детей и
   подростков с  недостатками  физического  и  умственного  развития,
   контингент  воспитанников  и уровень обеспечиваемого воспитанникам
   образования приводятся в таблице 2.
   
                                                   Таблица 2
   ----T--------------------------------T--------------------
   | N |   Назначение школы-интерната   |Уровень образования|
   |п/п|                                |                   |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |1  |Для умственно отсталых детей    |Неполное среднее   |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |2  |Для слепых и слабовидящих детей |Полное среднее     |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |3  |Для глухих и слабослышащих детей|Полное среднее     |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |4  |Для  детей с нарушениями опорно-|Полное среднее     |
   |   |двигательного аппарата          |                   |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |5  |Для детей, больных сколиозом    |Полное среднее     |
   +---+--------------------------------+-------------------+
   |6  |Для детей с недостатками речи   |Неполное среднее   |
   L---+--------------------------------+--------------------
   
        7.3. Школы-интернаты,     как      правило,      обеспечивают
   круглосуточное  пятидневное пребывание воспитанников.  В некоторых
   случаях в интересах детей допускается  только  дневное  пребывание
   воспитанников. Кроме того, школы-интернаты при наличии сирот среди
   воспитанников  обеспечивают  круглогодичное  пребывание  сирот   в
   учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
        7.4. Школы-интернаты  для  инвалидов  следует  размещать   на
   озелененных  территориях  за  пределами   санитарно-защитных   зон
   предприятий, сооружений и иных объектов с учетом требований СанПиН
   2.2.1/2.1.1.1031-01,   а    также    соответствующих    требований
   санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов  по
   содержанию   потенциально   опасных   для   человека   химических,
   биологических и микробиологических организмов  в  почве,  качеству
   атмосферного   воздуха,   уровню   радиационного   фона,   радона,
   физических (шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей  и
   др.) и других факторов.
        Размещение, а   также   вместимость    школ-интернатов    для
   инвалидов,  состав  и  площади  их  помещений  в каждом конкретном
   случае определяются заданием на проектирование с учетом требований
   СП 4076-86.
        7.5. Участки    школ-интернатов    для    инвалидов    должны
   проектироваться  в  соответствии со СНиП 35-01-2001 и действующими
   санитарными нормативами (СП 4076-86).
        Расчетную площадь   земельных  участков  школ-интернатов  для
   детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицей 3:
   
                                                  Таблица 3
   -------------T-------------------------------------------
   |   Число    |  Площадь земельного участка из расчета   |
   |параллельных|      на одного воспитанника, кв. м       |
   |  классов   +--------------------------T---------------+
   |            |      с нарушениями       |  с тяжелыми   |
   |            +------T--------T----------+ последствиями |
   |            |слуха | зрения |интеллекта|полиомиелита и |
   |            |      |        |          |   параличей   |
   +------------+------+--------+----------+---------------+
   |            |      |        |          |               |
   |     1      | 200  |  205   |   225    |      180      |
   +------------+------+--------+----------+---------------+
   |     2      | 160  |  160   |   180    |      140      |
   L------------+------+--------+----------+----------------
   
        7.6. Расчетный   показатель   площади   земельных    участков
   школ-интернатов для обучаемых  умственно  отсталых  детей  следует
   принимать  в  соответствии  со  СНиП  35-01-2001  и   действующими
   санитарными нормативами (СП 4076-86):
        - для  способных к самостоятельному передвижению - 100 кв.  м
   на одного воспитанника;
        - для  не  способных  к  самостоятельному  передвижению - 120
   кв. м на одного воспитанника.
        7.7. В составе территории должны быть предусмотрены следующие
   функциональные зоны в соответствии с СП 4076-86:
        - учебно-опытная;
        - спортивная;
        - зона отдыха;
        - хозяйственная;
        - площадка для встречи родителей с детьми.
        7.8. Территория школ-интернатов должна быть огорожена. Должно
   быть предусмотрено не менее двух въездов на участок с  устройством
   дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных  машин
   20 тонн  на  ось.  Один  из  въездов  должен  быть  хозяйственным.
   Необходимо наличие подъездов к зданию(ям) с учетом требований СНиП
   2.01.-89<*> (приложение 1).
        Высота ограждения   составляет   не   менее   1,6   м,    для
   школ-интернатов для умственно отсталых детей - не менее 2 м.
        При въезде   на   территорию   предусматривается   устройство
   проходной.
        7.9. Изолятор  (приемно-карантинное  отделение)  должно  быть
   отдельно  стоящим зданием и иметь подъездные пути,  обеспечивающие
   возможность проезда пожарных машин и специального  транспорта  для
   эвакуации заболевших детей.
   
        8. Требования   к   объемно-планировочным   решениям  зданий,
   функциональным группам и  помещениям  основного  и  сопутствующего
   назначения школ-интернатов для детей-инвалидов
   
        8.1. В  состав  школ-интернатов   входят   следующие   группы
   помещений: учебно-жилые,    учебно-профессиональной    подготовки,
   помещения обслуживания     (культурно-массового      обслуживания,
   административно-бытовые  и  вспомогательные),  медицинский  блок и
   изолятор.
        8.2. Вместимость,  состав и размер площади зданий и помещений
   школ-интернатов для инвалидов должны в  каждом  конкретном  случае
   определяться  заданием  на  проектирование  с учетом требований СП
   4076-86.
        8.3. Здания,  помещения, оборудование школ-интернатов следует
   проектировать в соответствии со СНиП 35-01-2001 и  по  действующим
   санитарным нормативам (СП 4076-86).
        8.4. При  расчете  этажности  зданий   необходимо   учитывать
   контингент  воспитанников  школ-интернатов  для инвалидов.  Здание
   должно быть не выше 2 этажей в соответствии с СП 4076-86.
        8.5. Помещения   проживания   следует  проектировать  в  виде
   отдельных групп жилых помещений двух основных типов:
        по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня
   и туалет образуют единый блок связанных между собой помещений (для
   групп детей младшего возраста);
        по типу  коридорной  системы,   когда   спальни   с   другими
   помещениями жилой ячейки связаны через коридор.
        Состав и  размер  площади  жилых  помещений  школ-интернатов,
   проектируемых   по   типу   дошкольных  учреждений,  рекомендуется
   определять в соответствии с приложением 6 к ТСН, а в проектируемых
   по типу коридорной системы - в соответствии с приложением 7 к ТСН.
        8.6. Помещения медицинского обслуживания и изолятора  следует
   проектировать  с  учетом  действующих  нормативных  документов  по
   проектированию больниц и поликлиник, а также СП 4076-86.
        8.7. При  разработке  программ  и  заданий  на проектирование
   школ-интернатов  для  определения  состава   и   размера   площади
   помещений рекомендуется пользоваться справочными приложениями 8-11
   к ТСН.
   
        9. Инженерное  оборудование  (водоснабжение  и   канализация,
   отопление и вентиляция, электроснабжение и слаботочные устройства)
   
        9.1. Требования    к   оборудованию   зданий   и   помещений,
   воздушно-тепловому   режиму,   естественному   и    искусственному
   освещению,  к  водоснабжению  и канализации должны соответствовать
   СНиП 2.08.02-89<*>,  СП 2.4.2.782-99, СП N 3231-85, СП  N  4076-86
   "Санитарные правила устройства,  оборудования, содержания и режима
   специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
   недостаток   в   физическом   и   умственном  развитии"  и  другим
   нормативным     документам,     действующим     на      территории
   Санкт-Петербурга.
        Внешнее инженерное обеспечение проектируется в соответствии с
   действующими   общими   и  специальными  строительными  нормами  и
   правилами с увязкой сетей и сооружений по горизонтали  на  сводном
   плане  коммуникаций  и  по  вертикали  на  продольных  профилях  с
   указанием материалов,  диаметров и уклонов трубопроводов,  а также
   всех  пересечек,  ближайших  скважин  и  оснований под трубами при
   обеспечении обратной засыпки траншей.  В особо стесненных условиях
   строительства необходима проверка проходимости сетей на поперечных
   профилях улиц.
   
        Водоснабжение и канализация
   
        9.2. В    зданиях    общеобразовательных     учреждений     и
   школ-интернатов     для    инвалидов    следует    предусматривать
   хозяйственно-питьевое,  противопожарное и  горячее  водоснабжение,
   канализацию  и  водостоки  в соответствии со СНиП 2.04.01-85<*>,СП
   4076-86.
        9.3. Температура   горячей  воды,  поступающей  к  смесителям
   приборов, не должна превышать 75 град С.
   
        Отопление и вентиляция
   
        9.4. В    зданиях    общеобразовательных     учреждений     и
   школ-интернатов  для инвалидов следует предусматривать отопление и
   вентиляцию в соответствии со СНиП 2.04.05-91<*>, СП 4076-86.
        9.5. Теплоснабжение  зданий  должно  обеспечиваться  от  ТЭЦ,
   районных, местных или индивидуальных тепловых пунктов и котельных.
        9.6. Воздухообмен    в    компьютерных   классах   необходимо
   предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2.542-96.
        9.7. Воздухообмен в школьных столовых надлежит рассчитывать с
   учетом  поглощения   теплоизбытков,   выделяемых   технологическим
   оборудованием кухни. Подачу приточного воздуха в  производственные
   помещения пищеблока следует предусматривать через  обеденный  зал.
   Объем подаваемого воздуха должен быть не менее 20 куб. м в час  на
   одно обеденное место согласно СНиП 2.04.05-91<*>.
        9.8. Хозяйственные сооружения школ-интернатов для инвалидов -
   котельная,  дезкамера,  прачечная или  постирочная,  холодильники,
   тепличные   устройства  и  прочие  сооружения  -  проектируются  в
   соответствии с техническими условиями и заданием на проектирование
   и действующими нормативными документами.
        9.9. Вентиляция в медицинских помещениях школ-интернатов  для
   инвалидов   должна   предусматриваться   в  соответствии  со  СНиП
   2.08.02-89<*>, п. 3.48.
   
        Электроснабжение и слаботочные устройства
   
        9.10. В    зданиях    общеобразовательных    учреждений     и
   школ-интернатов     для    инвалидов    следует    предусматривать
   электрооборудование, электрическое освещение, системы электросвязи
   и  передачи  информации,  автоматическую  пожарную  сигнализацию и
   оповещение  о  пожаре  в  соответствии  со  СНиП  23.05-95,   СНиП
   35-01-2001.
        9.11. На территории  земельных  участков  общеобразовательных
   учреждений и школ-интернатов для инвалидов следует предусматривать
   наружное электрическое освещение в соответствии со СНиП 23.05-95.
        9.12. Во  всех  помещениях необходимо предусматривать скрытую
   проводку.
        9.13. Установка  штепсельных   розеток   и   выключателей   в
   помещениях   пребывания   учащихся    и    воспитанников    должна
   предусматриваться в соответствии со СНиП 35-01-2001.
   
   --------------------------T--------------------------------------
   |     Тип учреждения      |          Условия установки          |
   |                         +--------------------T----------------+
   |                         |      розетки       |  выключатели   |
   +-------------------------+--------------------+----------------+
   |Общеобразовательные школы|   0,2 м от пола    | 1,8 м от пола  |
   +-------------------------+--------------------+----------------+
   |Школы-интернаты для инвалидов:                                 |
   +-------------------------T--------------------T----------------+
   |С нарушениями  интеллекта|менее 1,8 м от пола | менее 1,8 м от |
   |и психоневрологические   |    с защитными     |пола с защитными|
   |                         |    устройствами    |  устройствами  |
   +-------------------------+--------------------+----------------+
   |Прочие                   |более 1,0 м от пола,| более 1,0 м от |
   |                         |   не менее 0,4 м   | пола, не менее |
   |                         |  от боковой стены  |    0,4 м от    |
   |                         |                    | боковой стены  |
   L-------------------------+--------------------+-----------------
   
        9.14. Помещения  (места)  установки   радиоточек,   установок
   звукоусиления,     телефонов,     электрочасов,    электрозвонков,
   видеотехники, систем телевидения и компьютерного и информационного
   оборудования определяются заданием на проектирование.
   
        Требования к максимальному энергосбережению
   
        9.15. Здания  общеобразовательных школ проектируются с учетом
   показателей  максимального  энергосбережения  в   соответствии   с
   распоряжением  губернатора  Санкт-Петербурга от 12.09.2000 N 966-р
   "О дополнительных мерах по  энергосбережению  при  проектировании,
   строительстве,  реконструкции  объектов  социального  назначения и
   жилищно-коммунальной сферы".
   
        10. Требования противопожарной безопасности
   
        10.1. Объемно-планировочное  решение  зданий,  планировка   и
   оборудование  земельных  участков общеобразовательных учреждений и
   школ-интернатов    для    инвалидов     должны     соответствовать
   противопожарным  требованиям  СНиП 21.01-97<*>, СНиП 2.08.02-89<*>
   и других   нормативных   документов,  действующих  на   территории
   Санкт-Петербурга.
        10.2. Здания общеобразовательных учреждений  должны  отвечать
   требованиям II степени огнестойкости.
        10.3. В  случае  размещения  общеобразовательных   учреждений
   совместно  с дошкольными помещениями дошкольных учреждений следует
   отделять противопожарными перегородками 1-го типа  и  перекрытиями
   3-го  типа.  Эвакуационные  выходы из дошкольных учреждений должны
   быть самостоятельными.
        10.4. Из  мастерской по обработке древесины и комбинированной
   мастерской   по   обработке   металла   и   древесины   необходимо
   предусматривать  дополнительный  выход  непосредственно наружу или
   через коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов
   и лабораторий.
        10.5. В школах-интернатах для инвалидов:
        10.5.1. Норма  расхода воды при наружном пожаротушении должна
   составлять не менее 100 л/с  при  одновременном  расходе  воды  на
   хозяйственно-питьевые нужды.
        10.5.2. Помещения      проживания      детей,       помещения
   учебно-профессиональной   подготовки   и   помещения  обслуживания
   следует размещать в отдельных корпусах или блоках, непосредственно
   примыкающих   друг   к   другу   либо   соединенных  отапливаемыми
   переходами.  При этом в случае непосредственного примыкания  между
   блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
        10.5.3. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м,  ширину
   коридоров в жилых,  медицинских, приемных помещениях, столовых для
   детей,     помещениях     учебно-профессиональной      подготовки,
   культурно-спортивного  обслуживания следует принимать не менее 1,8
   м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
        10.5.4. При   пожаре   в  двухэтажных  зданиях  рекомендуется
   использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для  спуска  под
   тяжестью  собственного  тела),  которые  могут быть стационарными,
   откидными, сборными.
        10.5.5. Из  каждой  жилой группы должно быть предусмотрено не
   менее двух эвакуационных выходов.
        10.5.6. На   путях   эвакуации   должно   быть  предусмотрено
   аварийное и эвакуационное освещение.
   
        11. Инженерно-технические  мероприятия  гражданской обороны и
   мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
   
        11.1. При  проектировании  общеобразовательных  учреждений  и
   школ-интернатов   для   инвалидов    выполнять    требования    по
   инженерно-техническим    мероприятиям    гражданской   обороны   и
   обеспечивающих защиту населения при  чрезвычайных  ситуациях.  При
   разработке   инженерно-технических  мероприятий  руководствоваться
   требованиями СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела ИТМ
   ГО"    и   другими   законодательными   и   нормативными   актами,
   регламентирующими требования к ИТМ ГОиЧС.
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                       к территориальным строительным
                               нормам "Общеобразовательные учреждения
                                         (в том числе школы-интернаты
                               для детей-инвалидов) Санкт-Петербурга"
                                                      (рекомендуемое)
   
            ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
   ----T----------------------------T--------T-----------T------------
   | N | Принципиальные вариантные  |Базовое |  Принцип  |Соотношение|
   |п/п|           модели           |учрежде-|организации|количества |
   |   |                            |  ние   |   сети    |параллелей |
   |   |                            |        |учреждений |классов I, |
   |   |                            |        |           | II и III  |
   |   |                            |        |           | ступеней  |
   |   |                            |        |           | обучения  |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 1 |Начальная  общеобразователь-|Н       |НО     ОС  |1:0:0      |
   |   |ная школа, тяготеющая к шко-|        |           |           |
   |   |лам II и III ступеней       |        |Г   Н  НОС |2:0:0      |
   |   |                            |        |           |3:0:0      |
   |   |                            |        |НОСП       |           |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 2 |Основная школа, тяготеющая к|НО      |СП         |1:1:0      |
   |   |школе III ступени или к про-|        |           |           |
   |   |фильному учреждению         |        |Л   НО  С  |2:2:0      |
   |   |                            |        |    Г      |3:3:0      |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 3 |Средняя полная школа I, II и|НОС     |    НОС    |1:1:1      |
   |   |III ступеней                |        |           |           |
   |   |                            |        |           |2:2:2(1)   |
   |   |                            |        |           |3:3:3(2)   |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 4 |Школа III ступени,  обслужи-|С       |    НО     |0:0:3      |
   |   |вающая группу основных школ |        |           |           |
   |   |                            |        |С      НО  |0:0:4      |
   |   |                            |        |           |0:0:6      |
   |   |                            |        |    НО     |0:0:8      |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 5 |Средняя полная школа I, II и|НОСП    |    НОСП   |1:1:1      |
   |   |III ступеней,  с  профильным|        |           |           |
   |   |обучением                   |        |           |2:2:2      |
   |   |                            |        |           |           |
   |   |                            |        |           |3:3:3      |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 6 |Средняя полная  школа  II  и|ОСП     |    НО     |0:2:3(2)   |
   |   |III ступеней,  с  профильным|        |           |           |
   |   |обучением,     обслуживающая|        |ОСП    Н   |0:3:4(3)   |
   |   |группу начальных и  основных|        |           |           |
   |   |школ                        |        |    НО     |0:4:5(4)   |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 7 |Гимназия в составе II и  III|Г       |    Н      |0:1:1      |
   |   |ступеней обучения,  обслужи-|        |           |           |
   |   |вающая группу начальных школ|        |Г      Н   |0:2:2      |
   |   |                            |        |    Н      |0:3:3      |
   +---+----------------------------+--------+-----------+-----------+
   | 8 |Лицей в составе III  ступени|Л       |    НО     |0:0:6      |
   |   |обучения,      обслуживающий|        |           |           |
   |   |группу основных школ        |        |Л      НО  |0:0:9      |
   |   |                            |        |    НО     |           |
   L---+----------------------------+--------+-----------+------------
        Условные обозначения:
        Н - начальная школа
        НО - основная школа
        НОС - средняя школа
        С - старшая школа
        ОС - основная и старшая школа
        ОСП - основная и старшая школа с профильным обучением
        СП - старшая школа с профильным обучением
        НОСП - средняя школа с профильным обучением (в  составе  школ
   II и III ступеней)
        Л - лицей
        Г - гимназия
   
        В скобках рекомендованы  учреждения  с  непредельной системой
   комплектования и с сокращенным набором учебных групп  III  ступени
   обучения.
   
   
   
                                                         Приложение 2
                                       к территориальным строительным
                               нормам "Общеобразовательные учреждения
                                         (в том числе школы-интернаты
                               для детей-инвалидов) Санкт-Петербурга"
                                                      (рекомендуемое)
   
                  ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ И ТИПОВ
                     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
   ----T-------------------------------------T-----------------------
   | N |       Виды и типы учреждений        | Количество учащихся  |
   |п/п|                                     | ____________________ |
   |   |                                     |Соотношение количества|
   |   |                                     |  параллелей классов  |
   |   |                                     | I, II и III ступеней |
   |   |                                     |       обучения       |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   | 1 |                 2                   |           3          |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   | 1 |Начальная школа (I ступень) (является|      100(96)<*>      |
   |   |составной частью основной или средней|       --------       |
   |   |школы)                               |        1:0:0         |
   |   |                                     |                      |
   |   |                                     |     200(192)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        2:0:0         |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   | 2 |Основная школа,   в   составе    I-II|                      |
   |   |ступеней:                            |                      |
   |   |на 9 классов                         |     225(216)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        1:1:0         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 18 классов                        |     450(432)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        2:2:0         |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   | 3 |Средняя полная  школа  I,  II  и  III|                      |
   |   |ступеней,   в   т. ч.  с  углубленным|                      |
   |   |изучением отдельных предметов:       |                      |
   |   |на 11 классов                        |     275(264)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        1:1:1         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 22 класса                         |     550(528)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        2:2:2         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 33 класса                         |     825(792)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        3:3:3         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 31  класс  (с  сокращенным набором|     775(744)<*>      |
   |   |учебных групп III ступени)           |       --------       |
   |   |                                     |        3:3:2         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 29 классов (с сокращенным  набором|     725(696)<*>      |
   |   |учебных  групп  III  ступени)        |       --------       |
   |   |                                     |        3:3:1         |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   |   |Средняя школа  в  составе  II  и  III|                      |
   |   |ступеней,  с профильным обучением    |                      |
   |   |на 20 классов                        |     500(480)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:2:4         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 30 классов                        |     750(720)<*>      |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:3:6         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 40 классов                        |     1000(960)<*>     |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:4:8         |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   |   |Гимназия в  составе II и III ступеней|      140 (160)       |
   |   |на 7 (8) классов                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:1:1         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 14 (16) классов                   |      280 (320)       |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:2:2         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 21 (24) класс                     |      420 (480)       |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:3:3         |
   +---+-------------------------------------+----------------------+
   |   |Лицей в составе II и III ступеней:   |                      |
   |   |на 8 (10) классов                    |      160 (200)       |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:2:2         |
   |   |                                     |                      |
   |   |на 12 (15) классов                   |      240 (300)       |
   |   |                                     |       --------       |
   |   |                                     |        0:3:3         |
   |   |                                     |                      |
   |   |в составе III ступени:               |      360 (540)       |
   |   |на 18 (27) классов                   |       --------       |
   |   |                                     |        0:0:9         |
   L---+-------------------------------------+-----------------------
        -------------------------------
        Примечание. В  скобках  с  <*>  при  вместимости  класса   24
   учащихся
   
   
   
                                                         Приложение 3
                                       к территориальным строительным
                               нормам "Общеобразовательные учреждения
                                         (в том числе школы-интернаты
                               для детей-инвалидов) Санкт-Петербурга"
                                                       (обязательное)
   
           ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ
   
   -----------------T------------------T-------T-------T------T-------
   |    Перечень    |   Наименование   |Общеоб-|Общеоб-|Гимна-|Лицей |
   |    основных    |    помещений     |разова-|разова-| зия  |      |
   | функциональных |                  |тельная|тельная|      |      |
   |групп помещений |                  | школа |школа с|      |      |
   |                |                  |       |углуб- |      |      |
   |                |                  |       |ленным |      |      |
   |                |                  |       |изуче- |      |      |
   |                |                  |       | нием  |      |      |
   |                |                  |       |отдель-|      |      |
   |                |                  |       |  ных  |      |      |
   |                |                  |       |предме-|      |      |
   |                |                  |       |  тов  |      |      |
   |                |                  |       | (про- |      |      |
   |                |                  |       | филь- |      |      |
   |                |                  |       | ная)  |      |      |
   +----------------+------------------+-------+-------+------+------+
   |       1        |        2         |   3   |   4   |  5   |  6   |
   +----------------+------------------+-------+-------+------+------+
   |Группа учебных помещений:                                        |
   +----------------T------------------T-------T-------T------T------+
   |1-е       классы|1. Классные  поме-|требу- |требу- |      |      |
   |начальной школы |щения             |ется   |ется   |      |      |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |2. Комната  отдыха|требу- |требу- |      |      |
   |                |(спальная-игровая)|ется   |ется   |      |      |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |3.   Рекреационные|требу- |требу- |      |      |
   |                |помещения         |ется   |ется   |      |      |
   |Классы-кабинеты |1. Класс - учебный|требу- |требу- |требу-|требу-|
   |основной   школы|кабинет           |ется   |ется   |ется  |ется  |
   |5-9-е классы    +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |2. Рабочие комнаты|       |требу- |требу-|требу-|
   |                |для   занятий   по|       |ется   |ется  |ется  |
   |                |интересам         |       |       |      |      |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |3. Рекреация      |требу- |требу- |требу-|требу-|
   |                |                  |ется   |ется   |ется  |ется  |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |4. Санузлы        |требу- |требу- |требу-|требу-|
   |                |                  |ется   |ется   |ется  |ется  |
   +----------------+------------------+-------+-------+------+------+
   |Классы-кабинеты |1. Кабинеты (осна-|требу- |требу- |требу-|требу-|
   |старшей    школы|щаются  в  зависи-|ется   |ется   |ется  |ется  |
   |10-11-е классы  |мости  от  профиля|       |       |      |      |
   |                |обучения)         |       |       |      |      |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |2. Комнаты индиви-|       |требу- |требу-|требу-|
   |                |дуальных занятий  |       |ется   |ется  |ется  |
   |                |                  |       |       |      |      |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |3. Рекреация      |требу- |требу- |требу-|требу-|
   |                |                  |ется   |ется   |ется  |ется  |
   |                +------------------+-------+-------+------+------+
   |                |4. Санузлы        |требу- |требу- |требу-|требу-|
   |                |                  |ется   |ется   |ется  |ется  |
   +----------------+------------------+-------+-------+------+------+
   |Специализирован-|1. Кабинет естест-|требу- |требу- |требу-|требу-|
   |ные учебные  ка-|вознания  с  лабо-|ется   |ется   |ется  |ется  |
   |кабинеты  основ-|рантскими по физи-|       |