ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 29.07.95 N 773 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕРАБОТКИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА ЗАРУБЕЖНЫХ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ВОЗВРАТА ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ЕГО ПЕРЕРАБОТКЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И МАТЕРИАЛОВ

Согласно законодательству Российской Федерации некоторые товары, услуги, оборудование подлежат обязательной сертификации. Их список строго регламентирован и обязателен к исполнению. В России обязательная сертификация соответствия является разрешительной формой дорыночного контроля. Так же Вы можете получить сертификаты, которые входят в систему добровольной сертификации.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.07.2003 N 418

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        П о с т а н о в л е н и е

                        от 29 июля 1995 г. N 773
                                г. Москва


        Об утверждении Порядка приема для последующей переработки
        на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива
        зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся
         при его переработке радиоактивных отходов и материалов

        Во исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от 20
   апреля 1995 г.  N 389 "О дополнительных мерах по усилению  контроля
   за    выполнением   требований   экологической   безопасности   при
   переработке отработавшего ядерного топлива" и в целях  упорядочения
   приема    отработавшего   ядерного   топлива   зарубежных   атомных
   электростанций  и  обеспечения   экологической   безопасности   при
   обращении с ним на российских предприятиях Правительство Российской
   Федерации  п о с т а н о в л я е т:
        Утвердить прилагаемый    Порядок    приема   для   последующей
   переработки  на  российских  предприятиях  отработавшего   ядерного
   топлива  зарубежных  атомных электростанций и возврата образующихся
   при   его   переработке   радиоактивных   отходов   и   материалов,
   представленный   Министерством   Российской  Федерации  по  атомной
   энергии и согласованный с Министерством охраны окружающей  среды  и
   природных  ресурсов  Российской  Федерации,  Министерством  внешних
   экономических   связей    Российской    Федерации,    Министерством
   здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации,
   Министерством путей сообщения Российской  Федерации  и  Федеральным
   надзором России по ядерной и радиационной безопасности.
        Ввести в действие указанный Порядок с 1 сентября 1995 года.


        Председатель Правительства
        Российской Федерации                            В. Черномырдин
        __________________________



        УТВЕРЖДЕН
        постановлением Правительства
        Российской Федерации
        от 29 июля 1995 г.
        N 773


                              П О Р Я Д О К

      приема для последующей переработки на российских предприятиях
    отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций
        и возврата образующихся при его переработке радиоактивных
                          отходов и материалов


                           I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Порядок  приема  для  последующей  переработки  на  российских
   предприятиях  отработавшего  ядерного  топлива  зарубежных  атомных
   электростанций   и   возврата   образующихся  при  его  переработке
   радиоактивных  отходов и материалов разработан во исполнение Указов
   Президента  Российской  Федерации  от  21  апреля  1993 г. N 472 "О
   выполнении  Российской Федерацией межправительственных соглашений о
   сотрудничестве  в  сооружении  атомных электростанций за рубежом" и
   от  20  апреля  1995  г.  N 389 "О дополнительных мерах по усилению
   контроля  за  выполнением требований экологической безопасности при
   переработке отработавшего ядерного топлива".
        Настоящий  Порядок  распространяется  на  отработавшее ядерное
   топливо  атомных  электростанций,  сооруженных  за  рубежом до 1991
   года  при  техническом содействии СССР, вновь строящихся за рубежом
   по  проектам  Российской Федерации, а также на отработавшее ядерное
   топливо  атомных  электростанций,  построенных  по  проектам других
   стран,  принимаемое для переработки на Горно-химическом комбинате в
   г. Железногорске Красноярского края.
        Ввоз  отработавшего  ядерного  топлива  с  зарубежных  атомных
   электростанций    для   последующей   переработки   на   российских
   предприятиях  осуществляется  с  целью  выделения  для  дальнейшего
   использования  ценных  компонентов (плутония и урана) и отверждения
   радиоактивных  продуктов  деления.  Условием  приема  отработавшего
   ядерного  топлива  является  возврат стране-поставщику образующихся
   радиоактивных   отходов   и   не  предназначенных  для  дальнейшего
   использования в Российской Федерации продуктов переработки.
        Возврат  урана  и  плутония в любое государство, не обладающее
   ядерным   оружием,   может   осуществляться   только   при  условии
   постановки   всей   ядерной   деятельности  этого  государства  под
   гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
        Ввоз   отработавшего   ядерного   топлива  зарубежных  атомных
   электростанций  на  переработку  и  вывоз  радиоактивных  отходов и
   продуктов   переработки  осуществляются  по  лицензиям,  выдаваемым
   Министерством  внешних экономических связей Российской Федерации на
   основании    заявлений   установленного   образца,   предварительно
   согласованных  с  Министерством  Российской  Федерации  по  атомной
   энергии,    при    наличии   у   перерабатывающих   предприятий   и
   организации-заявителя  разрешения  Федерального  надзора  России по
   ядерной   и   радиационной  безопасности  на  соответствующие  виды
   деятельности.

                 II. ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ

        Основанием   для   приема   отработавшего   ядерного   топлива
   зарубежных   атомных   электростанций  на  переработку  служат  как
   межправительственные  соглашения,  заключенные СССР до 1991 года, и
   протоколы  к  ним,  являющиеся  неотъемлемой частью соответствующих
   межправительственных   соглашений,   так   и  действующие  и  вновь
   заключаемые международные договоры Российской Федерации.
        Для  зарубежных  атомных  электростанций,  сооруженных до 1991
   года   при   техническом   содействии   СССР,   а   также   атомных
   электростанций,  которые  будут  построены  по  проектам Российской
   Федерации,    обязательства    Российской    Федерации   о   приеме
   отработавшего    ядерного    топлива    должны    являться   частью
   межправительственных  соглашений  о  строительстве  и  эксплуатации
   этих атомных электростанций.
        Прием   отработавшего   ядерного  топлива  зарубежных  атомных
   электростанций,   построенных   по  проектам  других  стран,  может
   осуществляться     в     соответствии    с    межправительственными
   соглашениями.  Проекты  соглашений  подготавливаются  Министерством
   Российской   Федерации  по  атомной  энергии  и  согласовываются  с
   заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
        При  подготовке  межправительственных  соглашений  по вопросам
   приема  отработавшего  ядерного топлива для последующей переработки
   необходимо  исходить  из  условия  возврата  стране, поставляющей в
   Российскую  Федерацию  отработавшее  ядерное  топливо, отвержденных
   радиоактивных  отходов  и  не  предназначенных  для использования в
   Российской Федерации продуктов переработки.
        Продукты  переработки  (уран  и  плутоний), не предназначенные
   для  использования  в  Российской  Федерации, возвращаются стране -
   поставщику  отработавшего ядерного топлива во взаимно согласованном
   виде  при  условии подтверждения гарантий МАГАТЭ и в соответствии с
   международными   обязательствами   по   нераспространению  ядерного
   оружия.  Страна  -  поставщик отработавшего ядерного топлива должна
   гарантировать,   что   она  имеет  административные  и  технические
   возможности  и  регулирующую  структуру  для  обращения  и удаления
   радиоактивных    отходов    с    соблюдением   международных   норм
   безопасности,  а  также  обеспечит возможность регулирующим органам
   Российской     Федерации    перед    трансграничным    перемещением
   отвержденных  радиоактивных  отходов убедиться в том, что указанные
   требования соблюдаются.
        Основой    для    практической    реализации   соответствующих
   межправительственных    соглашений   по   приему   на   переработку
   отработавшего  ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и
   последующему   возврату   отвержденных   радиоактивных   отходов  и
   продуктов  переработки являются контракты, заключаемые специальными
   уполномоченными  организациями по поручению Министерства Российской
   Федерации   по   атомной   энергии   с   иностранными   фирмами   и
   организациями  на  коммерческой  основе. Контракты должны учитывать
   требования  международных  договоров  государств  -  членов МАГАТЭ,
   включая  соглашения  по  гарантиям  МАГАТЭ, а также международные и
   национальные   нормы  и  правила  безопасности,  в  том  числе  для
   трансграничных перемещений радиоактивных отходов.

             III. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОТРАБОТАВШЕГО
                            ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА

        Технические   характеристики  отработавшего  ядерного  топлива
   зарубежных   атомных  электростанций,  подлежащего  приему,  должны
   соответствовать   требованиям   нормативных  документов  Российской
   Федерации.
        Транспортировка  отработавшего ядерного топлива осуществляется
   в  прямом  железнодорожном  сообщении  на условиях "исключительного
   использования"  в  специальных транспортных упаковочных комплектах,
   на  конструкцию  которых,  а  также  на  перевозку топлива выданы в
   установленном  порядке  сертификаты-разрешения, подтверждающие, что
   данная  упаковка и перевозка соответствуют требованиям национальных
   нормативных документов.
        Прием    отработавшего    ядерного    топлива    предприятиями
   Министерства    Российской    Федерации    по    атомной   энергии,
   осуществляющими    перевозку    отработавшего   ядерного   топлива,
   производится на государственной границе Российской Федерации.
        Предприятия   Министерства  Российской  Федерации  по  атомной
   энергии,  осуществляющие  перевозку отработавшего ядерного топлива,
   обеспечивают  финансовую  гарантию  на  случай возмещения ущерба от
   радиационного   воздействия   и   экологическую   безопасность  при
   перевозках   на  территории  государств  -  участников  Содружества
   Независимых  Государств  и  Российской  Федерации,  а  также  несут
   ответственность за ликвидацию последствий радиационной аварии.
        При   подготовке   межправительственных   соглашений   следует
   исходить  из  того,  что  вне  территории  государств  - участников
   Содружества  Независимых  Государств  финансовую гарантию на случай
   возмещения  ущерба  от  радиационного воздействия и ответственность
   за  ликвидацию  последствий  радиационной  аварии  несет  страна  -
   поставщик  отработавшего  ядерного  топлива,  а  физическая  защита
   отработавшего   ядерного   топлива  обеспечивается  страной,  через
   территорию  которой  осуществляется  перевозка, в соответствии с ее
   законодательством.
        Пункты,   на  которых  ответственность  за  физическую  защиту
   переходит  от  одного государства к другому, должны быть определены
   межправительственными соглашениями.

                  IУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА НА ПЕРЕРАБОТКУ
                ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА И ВОЗВРАТ
                    РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ И ПРОДУКТОВ
                               ПЕРЕРАБОТКИ

        Конкретное    количество   отработавшего   ядерного   топлива,
   подлежащего   приему  на  переработку,  определяется  Министерством
   Российской  Федерации  по  атомной энергии исходя из годовых заявок
   организаций  и  фирм,  эксплуатирующих  атомные  электростанции  за
   рубежом,  условий  действия  разрешений Федерального надзора России
   по  ядерной  и  радиационной  безопасности  на соответствующие виды
   деятельности,   производительности   предприятий   по   переработке
   радиоактивных  отходов и с учетом экологической обстановки в районе
   расположения    перерабатывающих    предприятий    согласуется    с
   федеральными  природоохранными  органами,  органами  исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   и  органами  местного
   самоуправления.
        Министерство  Российской Федерации по атомной энергии ежегодно
   информирует   Министерство  охраны  окружающей  среды  и  природных
   ресурсов   Российской   Федерации,   Министерство  иностранных  дел
   Российской  Федерации,  Министерство  внешних  экономических связей
   Российской   Федерации,   Министерство   Российской   Федерации  по
   сотрудничеству    с   государствами   -   участниками   Содружества
   Независимых  Государств,  Федеральный  надзор  России  по ядерной и
   радиационной      безопасности     и     Федеральное     управление
   медико-биологических   и  экстремальных  проблем  при  Министерстве
   здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации,
   а   также   органы   исполнительной   власти  субъектов  Российской
   Федерации,   на   территории  которых  расположены  предприятия  по
   переработке   отработавшего  ядерного  топлива,  о  поступивших  на
   текущий  год заявках на ввоз для переработки отработавшего ядерного
   топлива,   о   намечаемых  переговорах  с  иностранными  фирмами  и
   организациями,  а  также  планируемых на год конкретных количествах
   отработавшего  ядерного  топлива, подлежащих приему для последующей
   переработки.
        Суммарное     содержание    радионуклидов    (активность)    в
   отвержденных   радиоактивных   отходах,   возвращаемых   стране   -
   поставщику  отработавшего ядерного топлива, определяется по взаимно
   согласованной  методике  с  учетом  времени  поступления  топлива и
   времени  выдержки отвержденных отходов. Время выдержки отвержденных
   радиоактивных   отходов   устанавливается   конкретно   по  каждому
   контракту,  но  не  более  20  лет,  и  определяется необходимостью
   снижения  излучения  и  тепловыделения  до  уровней, обеспечивающих
   безопасное   транспортирование  отвержденных  отходов  в  страну  -
   поставщик отработавшего ядерного топлива.
        Перерабатывающие   отработавшее  ядерное  топливо  предприятия
   Министерства  Российской  Федерации по атомной энергии обеспечивают
   экологически  безопасную  временную выдержку отработавшего ядерного
   топлива  (до  его переработки), полученных в результате переработки
   урана,  плутония  и  отвержденных  радиоактивных  отходов,  а также
   безопасные  условия  возврата  отвержденных радиоактивных отходов и
   продуктов  переработки,  не  предназначенных  для  использования  в
   Российской Федерации.
        Государственный    надзор    за    ядерной    и   радиационной
   безопасностью  на  всех  стадиях  обращения  с отработавшим ядерным
   топливом   и   радиоактивными   отходами,   образующимися  при  его
   переработке,  осуществляют  Федеральный  надзор России по ядерной и
   радиационной  безопасности,  Министерство охраны окружающей среды и
   природных     ресурсов     Российской    Федерации,    Министерство
   здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
        Настоящий  Порядок  обязателен  для  всех межправительственных
   соглашений  по  приему  на  российские  предприятия для переработки
   отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций.


                              ____________
    

По состоянию на ноябрь 2007 года
     КОНВЕНЦИЯ
           О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ
         СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
                                   
                     (Париж, 29 ноября 1932 года)
   
       Центральный    Исполнительный    Комитет    Союза     Советских
   Социалистических  Республик  и  Президент  Французской  Республики,
   согласно   постановлениям   статьи  6   Договора   о   ненападении,
   подписанного сего дня, решили заключить Согласительную конвенцию  и
   для этой цели назначили своих Уполномоченных, именно:
       Центральный    Исполнительный    Комитет    Союза     Советских
   Социалистических   Республик   -   г.   Валериана    Довгалевского,
   Чрезвычайного     и    Полномочного    посла    Союза     Советских
   Социалистических  Республик при Президенте Французской  Республики,
   и
       Президент  Французской Республики - г. Эдуарда Эррио, депутата,
   председателя совета, министра иностранных дел,
       которые  после обмена своих полномочий, найденных составленными
   в  должной  форме и надлежащем порядке, условились о  нижеследующих
   постановлениях:
   
                               Статья 1
   
       Все  споры, каков бы ни был характер, между Францией  и  Союзом
   Советских  Социалистических Республик, касающихся  фактов,  которые
   возникли  бы  после  вступления в силу настоящей  Конвенции,  и  не
   могущие  быть  улаженными дипломатическим путем, будут  переданы  в
   целях полюбовного улаживания Согласительной комиссии.
   
                               Статья 2
   
       Согласительная  комиссия состоит их четырех  членов,  а  именно
   двух   французских   граждан  и  двух   граждан   Союза   Советских
   Социалистических  Республик,  назначенных  для  каждой  сессии   их
   соответствующими правительствами.
       Она  избирает  на  каждой сессии своего председателя  из  числа
   своих членов граждан страны, на территории которой она заседает.
       Каждая  из  Высоких Договаривающихся Сторон  может  кроме  того
   назначать  экспертов, призванных участвовать в работах  Комиссии  с
   совещательным голосом.
       Члены  Комиссии могут требовать по общему соглашению заслушания
   всякого лица, показание которого они считают полезным.
   
                               Статья 3
   
       Комиссия собирается один раз в год, в день, устанавливаемый  по
   общему соглашению обеих Высоких Договаривающихся Сторон.
       Эти последние могут условиться об отложении сессии на следующий
   год.
       Они  могут,  напротив,  в  спешных  случаях  решить  по  общему
   согласию собрать Комиссию на чрезвычайную сессию.
       Высокая Договаривающаяся Сторона, которая будет просить об этом
   собрании,  должна  будет  указать другой  Высокой  Договаривающейся
   Стороне то спешное обстоятельство, которым вызывается эта просьба.
       Не  позднее  чем  за пятнадцать дней перед собранием  Комиссии,
   каждая   из   Высоких  Договаривающихся  Сторон   передает   другой
   дипломатическим путем список вопросов, которые она желает  передать
   на рассмотрение Комиссии.
       Продолжительность каждой сессии не превышает  пятнадцати  дней,
   кроме случаев ее продления, принятого обоими Правительствами.
       Комиссия  собирается поочередно в Париже  и  в  Москве,  причем
   первое собрание должно иметь место в Москве.
   
                               Статья 4
   
       Заседания  Комиссии  действительны лишь в присутствии  всех  ее
   членов. Ее решения должны быть приняты единогласны.
   
                               Статья 5
   
       Комиссия сама определяет свою процедуру.
   
                               Статья 6
   
       Комиссия  обязана  изучать  спорные вопросы,  внесенные  в  нее
   обоими Правительствами, и рекомендовать им толкование, которое  она
   признает  юридически  обоснованными, или  соглашение,  которое  она
   находит справедливым.
       С    этой    целью   она   представляет   каждой   из   Высоких
   Договаривающихся   Сторон  перед  концом  каждой   сессии   доклад,
   сопровождаемый   проектом   урегулирования   каждого   из   споров,
   переданных ей в течение сказанной сессии.
       Этот  доклад  может быть опубликован, полностью  или  частично,
   лишь с согласия обеих Высоких Договаривающихся Сторон.
       Если   в   течение   сессии  Комиссии  не  удастся   выработать
   единогласное  предложение по какому-либо вопросу  порядка  дня,  то
   этот  вопрос может по требованию одной из Сторон быть снова передан
   в  Комиссию  в течение чрезвычайной сессии, открываемой не  позднее
   чем через четыре месяца после закрытия предыдущей.
       Каждая  из  обеих  Высоких  Договаривающихся  Сторон  обязуется
   извещать  другую в трехмесячный срок, принимает ли она предложения,
   представленные Комиссией.
   
                               Статья 7
   
       Обе Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются облегчать работы
   Комиссии,  в  частности доставляя ей в возможно  широкой  мере  все
   полезные документы и сведения.
       Они   обязуются   равным   образом  воздерживаться   во   время
   согласительной  процедуры от всех мер, зависящих  от  них,  которые
   могли  бы  казаться предрешающими предложения Комиссии, и насколько
   возможно   принимать   по   этому   предмету   все   действительные
   охранительные меры.
   
                               Статья 8
   
       Настоящая  Конвенция,  приложенная к  Договору  о  ненападении,
   заключенному  сего  дня между Центральным Исполнительным  Комитетом
   Союза    Советских   Социалистических   Республик   и   Президентом
   Французской  Республики, будет ратификована в тех же условиях.  Она
   вступит  в  действие, начиная с того же дня, и будет  оставаться  в
   силе в течение того же времени.
       В   удостоверение   чего  уполномоченные  подписали   настоящую
   Конвенцию и приложили к ней свои печати.
   
       Совершено в Париже, в двух экземплярах, 29 ноября 1932 г.
   
                                                             (Подписи)