ПРИКАЗ ГОСАТОМНАДЗОРА РФ ОТ 26.12.2003 N 140 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

Согласно законодательству Российской Федерации некоторые товары, услуги, оборудование подлежат обязательной сертификации. Их список строго регламентирован и обязателен к исполнению. В России обязательная сертификация соответствия является разрешительной формой дорыночного контроля. Так же Вы можете получить сертификаты, которые входят в систему добровольной сертификации.

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
                      И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                      от 26 декабря 2003 г. N 140
                                   
                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
            МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА
       ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ
               И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
   
       Приказываю:
       Утвердить  и  ввести в действие с 1 марта 2004  г.  прилагаемые
   Методические  указания по осуществлению надзора за  проектированием
   и  конструированием  управляющих систем и  систем  электроснабжения
   атомных станций (РД-04-32-2003).
   
                                                             Начальник
                                                 Госатомнадзора России
                                                           А.Б.МАЛЫШЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                            Утверждены
                                                   Приказом Начальника
                                                 Госатомнадзора России
                                           от 26 декабря 2003 г. N 140
   
                                                    Введены в действие
                                                   с 1 марта 2004 года
   
                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
              ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
            И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ
                   ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
                                   
                             РД-04-32-2003
   
                          I. Общие положения
   
       1.   Методические   указания   по  осуществлению   надзора   за
   проектированием  и  конструированием управляющих  систем  и  систем
   электроснабжения  атомных станций (далее -  Методические  указания)
   определяют     совокупность    и    последовательность     действий
   инспекторского  состава  Госатомнадзора  России  по   осуществлению
   государственного  надзора  за  проектированием  и  конструированием
   управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций.
       2.   Методические   указания  разработаны  в   соответствии   с
   Положением  о  Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной
   безопасности  и Положением об организации государственного  надзора
   за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
       3.  Методические  указания обязательны для  должностных  лиц  и
   работников  Госатомнадзора  России, осуществляющих  государственный
   надзор  (далее  -  надзор)  за проектированием  и  конструированием
   управляющих систем и систем электроснабжения АС.
   
      II. Общие вопросы осуществления надзора за проектированием
            и конструированием управляющих систем и систем
                          электроснабжения АС
   
       4.    При   осуществлении   надзора   за   проектированием    и
   конструированием  управляющих систем и систем  электроснабжения  АС
   следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.
       5.  Предметами  надзора за проектированием  и  конструированием
   управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:
       -    соблюдение   организациями   законодательства   Российской
   Федерации  в  части  обеспечения  качества  выполняемых  работ  при
   проектировании  и  конструировании  управляющих  систем  и   систем
   электроснабжения АС;
       - соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых и
   ведомственных   норм   и   правил  в  части  обеспечения   качества
   выполняемых  работ при проектировании и конструировании управляющих
   систем и систем электроснабжения АС;
       -  обеспечение  организациями необходимого уровня  квалификации
   специалистов, выполняющих проектные и конструкторские работы;
       -   выполнение  организациями  условий  действия  выданных   им
   лицензий  Госатомнадзора России на право осуществления деятельности
   в области использования атомной энергии.
       6.  Правовой  и  нормативной  базой  осуществления  надзора  за
   проектированием  и  конструированием управляющих  систем  и  систем
   электроснабжения АС являются:
       - федеральные законы;
       - указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
       -   постановления   и  распоряжения  Правительства   Российской
   Федерации;
       -   Положение  о  Федеральном  надзоре  России  по  ядерной   и
   радиационной безопасности;
       -  федеральные нормы и правила в области использования  атомной
   энергии (далее - нормы и правила) и другие нормативные документы;
       -  условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России
   на  право  выполнения  работ  по проектированию  и  конструированию
   оборудования и систем АС;
       - руководящие документы Госатомнадзора России.
       7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России
   (далее   -   округа)  должны  систематически  обобщать   результаты
   надзорной  деятельности  и  использовать  их  для  планирования   и
   проведения  профилактической работы по предупреждению  нарушений  и
   отступлений  от  требований  норм и  правил  при  проектировании  и
   конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС.
       8.  Надзор  за  проектированием и конструированием  управляющих
   систем и систем электроснабжения АС осуществляют:
       - округа;
       - отделы по надзору и отделы инспекций округов.
   
              III. Надзор за проектированием управляющих
                  систем и систем электроснабжения АС
   
       9. Надзор осуществляется на всех стадиях и этапах
   проектирования управляющих систем и систем электроснабжения АС.
       10.  При  оценке соответствия проекта системы и/или  подсистемы
   требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:
       а)  соответствие выполненного проекта техническому  заданию  на
   разработку  управляющей  системы или системы  электроснабжения  АС,
   подсистемы и отдельных комплексов систем;
       б)  выполнение  требований  по обеспечению  безопасности  АС  в
   технических   заданиях   на  разработку  технических,   программно-
   технических,  программных  средств  и  оборудования,   входящих   в
   систему/подсистему;
       в)   наличие   и   эффективность   функционирования   программы
   обеспечения качества проектирования;
       г)  другие вопросы соблюдения требований безопасности, входящие
   в  компетенцию  Госатомнадзора России.  При  этом  особое  внимание
   следует  обращать  на  системы, комплексы  и  оборудование,  отказы
   которых   могут   являться  исходными  событиями   аварий,   и   на
   оборудование систем безопасности.
       11.  При оценке соответствия рабочей документации системы и/или
   подсистемы   требованиям   норм  и  правил   необходимо   проверять
   следующие вопросы:
       а)   соответствие   рабочей  документации  на   рассматриваемые
   системы,  отдельные составные части этих систем и оборудование  для
   них   (включая  технические  условия  на  оборудование  и  приборы,
   входящие   в   системы   безопасности   и   системы,   важные   для
   безопасности) утвержденному проекту;
       б)  правильность  внесения изменений в  проектную  документацию
   управляющей   системы  и  системы  электроснабжения  и   оформления
   извещений об изменении документации.
       12. Программы целевых инспекций могут включать в себя проверку:
       а)  наличия  в  организации лицензии Госатомнадзора  России  на
   проектирование  атомных  станций  в  части  управляющей  системы  и
   системы электроснабжения;
       б)  выполнения условий действия лицензии Госатомнадзора  России
   на  рассматриваемый  вид деятельности, а также  предписаний,  ранее
   выданных Госатомнадзором России и его округом;
       в)  организации системы разработки, учета, хранения и обращения
   проектной  документации  на бумажных, магнитных  и  иных  носителях
   информации;
       г)  обеспеченности НД, сопровождения и корректировки перечня НД
   и учтенных экземпляров НД;
       д)   эффективности   функционирования   программы   обеспечения
   качества проектирования;
       е)  организации системы обучения и проверки знаний норм, правил
   и  инструкций  специалистов,  участвующих  в  разработке  проектной
   документации;
       других вопросов, предусмотренных п. 29 РД-03-43-98.
   
               III.1. Особенности надзора за разработкой
           (проектированием) программных средств управляющих
                               систем АС
   
       13.    Задачей   надзора   за   разработкой   (проектированием)
   программных  средств управляющих систем АС является выяснение,  как
   в  программных средствах реализуются основные принципы безопасности
   при использовании атомной энергии.
       14.  Надзор осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том
   числе на следующих этапах:
       - спецификация требований к ПС;
       - разработка и программирование ПС (рабочее проектирование);
       - интеграция ПС в вычислительную систему управления;
       - комплексные испытания и сдача в эксплуатацию.
       15.   Методика   надзора  заключается  в  оценке   соответствия
   проектных  решений  при разработке ПС требованиям  норм  и  правил,
   которая организуется в соответствии с требованиями РД-03-13-99.
       16.  Разработчиком документации на ПС должна быть  представлена
   информация по типам ПС, используемым в управляющей системе,  в  том
   числе по:
       - вновь разрабатываемым ПС специально для применения на АС;
       - ранее разработанным ПС общепромышленного применения.
       17.    В    состав    документации   на   ранее   разработанные
   (приобретенные) ПС должны входить:
       - документация о пригодности ПС;
       - документация по оценке качества ПС;
       -  документация  по оценке эксплуатационного  опыта  применения
   (референтность) ПС;
       - документация по интеграции в систему и обслуживанию ПС.
       18. Должна быть проведена оценка документации по функциональной
   классификации ПС в соответствии с классом безопасности  управляющей
   (вычислительной) системы, в которую интегрируется ПС.
       19.   По  документации  на  испытания  ПС,  интегрированных   в
   вычислительные  системы  управляющих  систем,  должна   проводиться
   оценка, в том числе:
       - программ и методик испытаний ПС;
       -   программ  и  методик  предварительных,  приемо-сдаточных  и
   приемочных  (квалификационных)  испытаний  ПС,  интегрированных   в
   вычислительную систему.
       Документация  по  подтверждению  возможности  применения  ранее
   разработанных    ПС    должна    соответствовать    функциональным,
   эксплуатационным и архитектурным требованиям спецификации.
   
              IV. Надзор за конструированием оборудования
   
       20.   В   рамках   осуществления  надзора  за  конструированием
   оборудования  управляющих  систем  и  систем  электроснабжения   АС
   проводятся:
       а)   инспекции   деятельности  предприятия  по  конструированию
   оборудования;
       б)   контроль  за  эффективностью  функционирования   программы
   обеспечения качества конструирования;
       в)   оценка   соответствия  конструкторской   документации   на
   оборудование   (включая  технические  условия  на  оборудование   и
   приборы,  входящие  в  системы безопасности и системы,  важные  для
   безопасности) утвержденному техническому заданию;
       г)  инспекции разрабатываемой конструкторской документации (РД-
   03-48-99);
       д) рассмотрение и оценка КД на соответствие требованиям норм  и
   правил (раздел 4 ОПБ 88/97).
       21.  Инспекции  документации проводятся в рамках  сопровождения
   выданных   Госатомнадзором  России  лицензий.   Объем   (программа)
   инспекций   определяется   с  учетом  вида   проводимой   инспекции
   (целевая,    оперативная),   результатов   предыдущих    инспекций,
   информации    об   уровне   обеспечения   качества   и   надежности
   разрабатываемой продукции.
       22.   Инспекции  деятельности  по  конструированию  программно-
   технических, технических средств и оборудования проводятся с  целью
   проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и  оценки
   вопросов   обеспечения   качества  и   надежности   конструируемого
   оборудования.
       Рабочая  программа инспекции должна включать следующие вопросы,
   подлежащие проверке:
       а)  выполнение условий действия лицензии Госатомнадзора  России
   на  рассматриваемый  вид деятельности, а также  предписаний,  ранее
   выданных округом;
       б)   выполнение   (и  документальное  оформление)   требований,
   предусмотренных   Условиями   поставки   импортного   оборудования,
   изделий,   материалов  и  комплектующих  для   ядерных   установок,
   радиационных  источников  и пунктов хранения  Российской  Федерации
   (РД-03-36-2002);
       в)   полнота,   достаточность   и   достоверность   информации,
   представляемой  организацией в Госатомнадзор России в  соответствии
   с условиями действия лицензии;
       г)    функционирование   системы   обеспечения   качества   при
   конструировании  программно-технических,  технических   средств   и
   оборудования;
       д)  наличие,  полнота  и  обновляемость перечня  нормативной  и
   технической   документации,  требования  которой  учитываются   при
   конструировании оборудования;
       е)  организация разработки, утверждения, введения  в  действие,
   внесения  изменений в конструкторскую документацию на  всех  этапах
   разработки,  включая  информацию  о  системе  учетной  и   отчетной
   документации;
       ж) техническое и программное оснащение организации, верификация
   и аттестация программных средств;
       з)   организация  взаимодействия  с  производственным  участком
   организации    и   организациями,   использующими   разрабатываемую
   конструкторскую  документацию,  для  выявления,  учета  и   анализа
   недостатков  этой  документации,  а  также  принятия  мер   по   их
   устранению;
       и)   организация  сбора  информации  об  отказах   и   дефектах
   конструируемого  оборудования  и  проведения  ее  анализа  с  целью
   принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования.
       Перечень   вопросов  уточняется  в  зависимости  от  конкретных
   условий деятельности организации и цели проводимой инспекции.
       23.  Инспекции квалификации работников организации, участвующих
   в разработке оборудования, включают проверку:
       а)  соответствия  организации подбора,  подготовки,  допуска  к
   работам  и  повышения  квалификации указанной категории  работников
   установленным требованиям;
       б)  наличия  в  организации Положения о проверке знаний  НД  по
   безопасности;
       в)     укомплектованности    организации     квалифицированными
   работниками,  уровня  их  образования,  квалификации,   прохождения
   специальной подготовки (стажировки).
       24.   Рассмотрение  и  оценка  разрабатываемой  конструкторской
   документации  в  ходе  целевых или оперативных  инспекций  на  всех
   этапах  конструирования  оборудования  могут  проводиться  как   на
   территории  организации (непосредственно в ходе инспекции),  так  и
   на рабочем месте инспектора.
       25.   Перечень   представляемой  на  инспекцию  конструкторской
   документации  и  документов, обосновывающих  выполнение  требований
   норм  и  правил,  других  нормативных  документов,  устанавливающих
   требования к качеству и надежности оборудования, для каждой  стадии
   конструирования утверждается руководителем округа.
       Документация     для    проведения    инспекции    организацией
   представляется  в  округ  по графику, согласованному  руководителем
   подразделения  Госатомнадзора  России,  осуществляющего  надзор  за
   конструированием оборудования.
       26.  При  рассмотрении  и  оценке конструкторской  документации
   соответствующее   подразделение   Госатомнадзора   России    должно
   получать от организации и анализировать следующую информацию:
       а)   количество   и   характер  замечаний   к   конструкторской
   документации  от  изготовителей  конструируемого  оборудования   (в
   случаях,   когда  разработчик  и  изготовитель  разные  юридические
   лица);
       б)  рекламации от эксплуатирующих организаций и потребителей на
   конструируемое  оборудование,  включая  информацию  об  отказах   и
   дефектах   (в  случаях,  когда  разработчик  и  изготовитель   одно
   юридическое лицо);
       в)   комплекс  мер,  принятый  предприятием  по  предупреждению
   вышеуказанных рекламаций и замечаний.
       27.  Целью  рассмотрения конструкторской документации  является
   оценка:
       а) соответствия конструируемых программно-технических средств и
   комплексов, технических средств и оборудования требованиям  норм  и
   правил,  других нормативных документов, устанавливающих  требования
   к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;
       б)  достаточности  представленных расчетных и экспериментальных
   обоснований  показателей  качества  и  надежности  оборудования   и
   необходимости проведения дополнительных обоснований;
       в)   способности   оборудования  выполнять   свои   функции   в
   установленном  проектом  объеме  с  учетом  воздействия   природных
   явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий;
       г)  соответствия моделирования испытаний образцов  оборудования
   условиям его эксплуатации.
       28.    Рассмотрение   конструкторской   документации   включает
   проверку:
       а)    соответствия   конструкторских   решений    утвержденному
   техническому заданию на разработку (конструирование) оборудования;
       б)  соответствия  конструкторской  документации  (в  том  числе
   программ  и методик испытаний) требованиям норм и правил в  области
   использования  атомной  энергии,  других  нормативных   документов,
   устанавливающих  требования к конструкции, параметрам,  качеству  и
   надежности оборудования;
       в)  полноты  проведенных испытаний опытных (головных)  образцов
   оборудования и наличия протоколов испытаний;
       г)   наличия  сертификатов  соответствия  и  происхождения  для
   импортных  комплектующих  изделий  с  одновременным  сопоставлением
   требований   зарубежных   (на   которые   выданы   сертификаты)   и
   аналогичных отечественных стандартов;
       д)  соответствия  параметров конструируемого  оборудования  (по
   результатам   испытаний)  утвержденным  техническим   условиям   на
   изготовление оборудования;
       е)    правильности   внесения   изменений   в   конструкторскую
   документацию и оформления извещений об изменении документации.
       29.  Результаты проведенной оценки конструкторской документации
   отражаются  в  актах  (при  проведении оперативных  инспекций  -  в
   соответствующем журнале). Кроме того, при выявлении нарушений  норм
   и  правил должны выдаваться в установленном порядке предписания  об
   устранении этих нарушений.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
   
                               ПЕРЕЧЕНЬ
           СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ
   
       АС - атомная станция.
       АСУ ТП - автоматизированная управляющая система технологическим
   процессом.
       ВВФ - внешние воздействующие факторы.
       КД - конструкторская документация.
       НД - нормативные документы.
       ПС - программное средство.
       ПО - программное обеспечение.
       ПОК - программа обеспечения качества.
       ПТС - программно-техническое средство.
       ПТК - программно-технический комплекс.
       РД - рабочая документация.
       ТС - техническое средство.
       ТЗ - техническое задание.
       ТУ - технические условия.
       ТД - технологическая документация.
       УС - управляющая система.
       ЭМС - совместимость электромагнитная.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
   
               ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА НА ЭТАПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
             И КОНСТРУИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ
                          ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС
   
       1.   Объектами  надзора  на  этапах  проектирования  в   рамках
   настоящих Методических указаний являются:
       1.1. Управляющие системы АС, в том числе:
       -   автоматизированные   системы  управления   технологическими
   процессами (АСУ ТП);
       -  управляющие  системы  нормальной  эксплуатации,  важные  для
   безопасности;
       - управляющие системы безопасности;
       - системы управления и защиты установок и агрегатов;
       - системы контроля:
       технологических параметров;
       параметров  внешних  воздействующих факторов (метеорологические
   параметры, сейсмическая обстановка и т.д.);
       состояния окружающей среды (радиационный контроль);
       -   системы   диагностики   технологического   оборудования   и
   строительных конструкций, важных для безопасности.
       1.2. Системы электроснабжения АС (СЭ) в составе:
       - системы выдачи мощности;
       - системы выработки электроэнергии (главная схема блока);
       -  системы  электроснабжения собственных нужд блока  нормальной
   эксплуатации;
       -  системы  надежного питания собственных нужд блока нормальной
   эксплуатации;
       - системы аварийного электроснабжения (САЭ).
       2.   Объектами  надзора  на  этапах  конструирования  в  рамках
   настоящих Методических указаний являются:
       2.1. Входящие в управляющие системы АС:
       - программно-технические комплексы (ПТК);
       - программно-технические средства (ПТС);
       - средства вычислительной техники (СВТ);
       - программные средства (ПС);
       - технические средства (ТС);
       - первичные преобразователи (датчики);
       - средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
       - кабельные изделия;
       - коммутационная и соединительная аппаратура;
       - щитовые и пультовые изделия;
       - импульсные трубные проводки;
       -  запорная арматура, отборные устройства и другое оборудование
   КИПиА;
       -    сервоприводы,    исполнительные   механизмы    и    другие
   исполнительные органы;
       -  электрические  герметичные проходки и  другое  оборудование,
   средства и материалы.
       2.2. Входящие в системы электроснабжения АС:
       - электрические генераторы;
       -  электрические двигатели низкого (0,4 - 0,6  кВ)  и  среднего
   (6,0 - 10 кВ) напряжения;
       -   трансформаторы   и  реакторы  преобразовательные   низкого,
   среднего и высокого напряжения;
       - комплектные распределительные устройства (КРУ) низкого (0,4 -
   0,6 кВ) и среднего (6,0 - 10 кВ) напряжения;
       -  выключатели  силовые переменного тока  и  постоянного  тока,
   выключатели автоматические переменного и постоянного тока;
       - электромеханические контакторы и пускатели;
       - дизель-электрические генераторы;
       - агрегаты и источники бесперебойного питания (АБП);
       - статические полупроводниковые преобразователи;
       - аккумуляторные батареи;
       - выпрямительно-зарядные устройства;
       - первичные преобразователи (датчики);
       - средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
       - кабельные изделия;
       - шинопроводы;
       - коммутационная и соединительная аппаратура;
       - щитовые и пультовые изделия;
       -  электрические  герметичные проходки и  другое  оборудование,
   средства и материалы.
    

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 11 февраля 2004 г. N 10-э/5
                                   
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ УРОВНЕЙ ОТКЛОНЕНИЙ,
             ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СТОИМОСТИ ОТКЛОНЕНИЙ
   
       В   соответствии  с  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации  от 24 октября 2003 года N 643 Федеральная энергетическая
   комиссия Российской Федерации постановляет:
       Утвердить  и  ввести в действие прилагаемые нормативные  уровни
   отклонений,   применяемые  при  расчете  стоимости   отклонений   в
   соответствии  с  Методикой  расчета  стоимости  отклонений  объемов
   фактического   производства  (потребления)  электрической   энергии
   участников  оптового  рынка  от  объемов  их  планового  почасового
   производства (потребления), утвержденной Постановлением ФЭК  России
   от 12 ноября 2003 года N 93-э/1.
   
                                              Председатель Федеральной
                                               энергетической комиссии
                                                  Российской Федерации
                                                             Г.КУТОВОЙ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                           к Постановлению Федеральной
                                               энергетической комиссии
                                                  Российской Федерации
                                        от 11 февраля 2004 г. N 10-э/5
   
                     НОРМАТИВНЫЕ УРОВНИ ОТКЛОНЕНИЙ
   
   ---------------------------------------------T-------------------¬
   ¦     Наименование инициативы отклонения     ¦      Величина     ¦
   ¦                                            ¦нормативного уровня¦
   ¦                                            ¦     отклонений    ¦
   +--------------------------------------------+-------------------+
   ¦Поставщики, увеличившие объем   производства¦         2%        ¦
   ¦по собственной инициативе                   ¦                   ¦
   +--------------------------------------------+-------------------+
   ¦Поставщики, снизившие объем производства  по¦         2%        ¦
   ¦собственной инициативе                      ¦                   ¦
   +--------------------------------------------+-------------------+
   ¦Покупатели, увеличившие объем потребления по¦        10%        ¦
   ¦собственной инициативе                      ¦                   ¦
   +--------------------------------------------+-------------------+
   ¦Покупатели, снизившие объем потребления   по¦        10%        ¦
   ¦собственной инициативе                      ¦                   ¦
   L--------------------------------------------+--------------------